Нормы права в системе социальных норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 13:05, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования данного реферата заключается в том, что социальные нормы образуют единую систему, и в своей системе они обеспечивают всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие и структура норм права………………………………………….4
2. Виды правовых норм………………………………………………………14
3.Место норм права в системе социальных норм………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………..…………………….….25

Работа содержит 1 файл

Реферат Правоведение.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

     Во-первых, названная структура — идеальная  логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это  своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного  развития, отражающая стремление людей  создать универсальные, долговременные "инструменты" познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

     Гипотеза  указывает на конкретные жизненные  обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

     Диспозиция  содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники  правоотношения. По способу изложения  диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

     Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.6

     По  степени определенности санкции  подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение  свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

     Во-вторых, структура юридической нормы  есть объективированный результат  отражения в норме определенного  общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

     Таким образом, правовая норма содержит столько  структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение.

     Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отношений соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации в праве их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

     Таким образом, реальная структура юридической  нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

     В-третьих, структуру правовой нормы нужно  рассматривать как единство идеальной и реальной структуры.

     Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенного вида общественных отношений в нужном для законодателя направлении.

     Реальная  структура нормы права отражает в известной степени результат  правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

     В-четвертых, структуру правовой нормы можно  представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.7

     Благодаря тому, что право обладает свойством  системности, обеспечивается и тесное взаимодействие структур различных  юридических норм. Причем связи между  ними могут быть простыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замкнутыми и т. д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования.8

     Примерами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Гражданского, Уголовного кодексов.

     Вывод: определив основные признаки нормы права, мы можем на основании их сформулировать определение самой правовой нормы.

     Норма права –это общеобязательное, формально  определённое правило поведения, установленное  или санкционируемое, а также защищаемое государством, направленное на регулирование общественных отношений.

     Не  стоит также забывать, что нормы  права регулируют не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего  общества отношения. 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ВИДЫ ПРАВОВОЙ НОРМЫ 

     Многогранные  общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно  реагировать на происходящее обусловливают  тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие  и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными:

     1. По субъектам правотворчества  различают нормы, исходящие от  государства и непосредственно  от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

     2. По социальному назначению и  роли в правовой системе нормы можно подразделить:

  • на учредительные (нормы-принципы),
  • регулятивные (нормы — правила поведения),
  • охранительные (нормы — стражи порядка),
  • обеспечительные (нормы-гарантии),
  • декларативные (нормы-объявления),
  • дефинитивные (нормы-определения),
  • коллизионные (нормы-арбитры),
  • оперативные (нормы-инструменты).

     Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".9

     Регулятивные  нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

     Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ «Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда».10

       Как регулятивные, так и охранительные  нормы направлены на осуществление  функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

     Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие  осуществление субъективных прав и  обязанностей в процессе правового  регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой.

     Декларативные нормы обычно включают в себя положения  программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных  видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ст. 2 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны".11

     Дефинитивные  нормы формулируют определения  тех или иных правовых явлений  и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

     Коллизионные  нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п.5 ст.З ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".12

     Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

     3. По предмету правового регулирования  различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного,  трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

     4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

     Императивные  нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как  правило, нормы административного  права.

     Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

     Рекомендательные  нормы обычно адресуются негосударственным  предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

     По  этому же основанию нормы можно  разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

     5. По сфере действия вычленяются  нормы общего действия, нормы  ограниченного действия и локальные  нормы.

Информация о работе Нормы права в системе социальных норм