Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:43, курсовая работа
Нормотворчество — основной путь воздействия на общественные отношения, главное средство придания праву юридической силы.
Нормотворчество в правовой сфере — это в принципе и главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.
Нормотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли. Основную нормотворческую деятельность в Российской Федерации осуществляет парламент — Федеральное Собрание. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России наравне с другими осуществляет Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), причем статья 94 Конституции, дополняя это положение определяет, что «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации».
Введение………………………………………………………………………3
1.Нормотворчество органов исполнительной власти, понятие, сущность, основные принципы……………………………………………………………10
2. Виды нормативно правовых актов органов исполнительной власти…16
3. Нормотворческая деятельность МВД России…………………………..21
Заключение…………………………………………………………………..25
Список правовых актов и использованной литературы…………………..27
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства». Известия, 2003
Нормотворчество Министерства внутренних дел Российской Федерации 13представляет собой правовую форму исполнительно-распорядительной деятельности и имеет четко выраженный управленческий характер. Его назначение состоит в создании правовой основы управления - правовых норм, призванных регулировать общественные отношения;
Нормотворческая деятельность МВД России может быть рассмотрена как особый технологический процесс, обладающий присущей только ему спецификой и включающий множество технологических способов, приемов, процедур различной направленности;
Технологию нормотворчества в целом можно
определить как совокуп
ность юридических и неюридических правил,
средств, приемов организаци
онного, информационного, технико-юридического,
социологического, поли
тического и иного характера, обеспечивающих
процедуру разработки и при
нятия нормативного правового акта. Данное
определение применимо и в от
ношении технологии нормотворческой деятельности
Министерства внутрен
них дел Российской Федерации;
В сфере ведомственного нормотворчества МВД России все еще не на должном уровне, во многом стихийно происходит сближение и взаимопроникновение правовой и информационных систем;
Формами использования компьютерных технологий в нормотворче-ском процессе на сегодняшний день являются: создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству, компьютерное моделирование объема юридических понятий, автоматизированный анализ нормативных правовых текстов, а также систематизация и хранение нормативных актов;
Нормативные правовые акты в системе МВД России образуют в своей совокупности единую, целостную и дифференцированную систему нормативных правовых актов. Необходимыми условиями эффективности действия права и формирования единого правового пространства являются согласованность принимаемых МВД России нормативных правовых актов с системой действующего законодательства и устранение всех возможных противоречий между новым и уже действующим законодательством;
Важнейшим фактором повышения технико-юридического уровня нормативных правовых актов является проведение их экспертизы.
Основными путями совершенствования технологий нормотворческого процесса являются:
принятие закона о правилах и технологиях разработки нормативных правовых актов, где должен быть предусмотрен порядок создания электронной копии нормативного акта, что позволило бы обеспечить его оперативное распространение;
необходимо последовательно проводить курс на интеграцию компьютерных сетевых технологий и правотворческого процесса, что, в свою очередь, создаст условия для реализации принципа частичной автоматизации последнего;
каждый государственный орган должен иметь свой портал в Интернете, на котором в обязательном порядке должны быть представлены тексты всех принятых им нормативных правовых актов;
в целях получения в ходе проведения частичного автоматизированного анализа правовых текстов информации об имеющихся коллизиях правовых норм необходимо также разработать методику совместного использования приемов герменевтики и компьютерных технологий.
Целью настоящей работы является комплексное исследование технологий, применяемых в нормотворческой деятельности Министерства внутренних дел на основе объективного анализа современного состояния правотворческого процесса в Российской Федерации в целом и практики ведомственного нормотворчества в частности, а также разработка теоретически обоснованных предложений и рекомендаций по повышению эффективности использования современных технологий в указанной сфере.
Достижение этой цели представляется возможным путем решения следующих взаимосвязанных исследовательских задач:
-определить сущность и содержание нормотворчества;
-обосновать тезис о технологичности нормотворчества;
-исследовать современные технологии нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления;
-выявить специфику ведомственного нормотворчества Министерства внутренних дел Российской Федерации, обосновав управленческий характер этой деятельности;
-провести системный анализ нормативных правовых актов, издаваемых МВД России в контексте единого информационно-правового пространства;
-показать место и роль современных информационных технологий в нормотворчестве МВД России;
-определить значение социально-правового моделирования и прогнозирования в решении задач нормотворчества и повышении эффективности правового регулирования общественных отношений;
-установить роль прогнозирования в оценке эффективности проекта нормативного правового акта и определении последствий введения нормативного правового акта в действие;
-исследовать технико-правовые аспекты процесса создания нормативных правовых актов;
-разработать предложения по развитию и совершенствованию технологий нормотворческой деятельности МВД России;
-и многое другое.
Заключение
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что решение проблемы нормотворчества развивает и дополняет теорию правотворчества как одной из форм деятельности исполнительных органов власти ,и, призвано выявить пути совершенствования нормотворческой деятельности в целях повышения эффективности действия нормативных правовых актов, в том числе и в системе МВД России. Их анализ обусловлен и тем, что ведомственными актами управления оформляется основная масса норм российского законодательства. Научно-теоретическая и методологическая разработка данной проблемы отвечает современным реалиям и позволяет решать конкретные вопросы, связанные с осуществлением нормотворческой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Полученные результаты и выводы, разработанные соискателем рекомендации и предложения, будут способствовать дальнейшему совершенствованию нормотворческой деятельности в целом и ведомственного нормотворчества МВД России в частности.
Результаты данного исследования могут представлять интерес для дальнейших теоретических исследований, для практических работников, осуществляющих свою деятельность в правотворческой сфере, а также для преподавателей вузов юридического профиля в процессе преподавания учебных курсов по теории государства и права, теории государственного управления, конституционного права, на курсах повышения квалификации практических работников, при подготовке лекций и учебных пособий по соответствующей тематике.
Сегодня при установлении разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами республики получили право исполнительной деятельности и активно используют это право в своих интересах. Кроме этого правом нормотворчества обладают и органы других ветвей власти.
В заключении следует отметить, что уровень нормотворческой деятельности в государстве должен постоянно повышаться и совершенствоваться. Нормотворчество в Российской Федерации должно соответствовать принципам научности, демократизма, законности, интернационализма. В отдельные периоды развития нашего государства имели место отступления от какого-либо принципа, все знают, к чему это приводило иной раз. В любом случае необходим поиск и утверждение соответствующих начал деятельности органов исполнительной власти . Ведь от этой деятельности зависит качество жизни государства и гражданского общества.
Список правовых актов и использованной литературы
1. Правовые акты:
1.1 Конституция РФ14
2. Используемая литература:15
2.1 Венгеров А. Б. Нормотворческая деятельность органов государственной власти. М., 1998.
2.2 Протасов В. Н. Проблемы теории права
и государства, 1998.
2.3 Алексеев С. С. Общая теория права. М.,
1983,. Т.2.
2.4 Венгеров А. Б. Теория государства и права.
Ч.1. М., 1997 г.
2.5 Гулиев В. Е. Российское государство:
состояние и тенденции. М., 1993.
2.6 Общая теория права и государства:
Учебник/ Под ред. В. В. Лазарева. — М., 1996.
1 Ш138 Шабуров, А. С. (Анатолий Степанович). Формальная определенность права :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теория и история государства и права /Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР. Свердловский юридический институт. Свердловск,1973. -25 с.-Библиогр. : с. 25
2 История политических и правовых учений. Москва, 1996 год.
3 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Москва, 1996 год.
4 Гай, римский юрист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
5 От лат. praecedens, родительный падеж praecedentis — предшествующий
6 Санкт-Петербург.
7
1. Государственную власть в Российской
Федерации осуществляют Президент Российской
Федерации, Федеральное Собрание (Совет
Федерации и Государственная Дума), Правительство
Российской Федерации, суды Российской
Федерации.
2. Государственную власть в субъектах
Российской Федерации осуществляют образуемые
ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными
договорами о разграничении предметов
ведения и полномочий.
8 См. комментарии к статье 72 Конституции РФ под ред. Карповича В.Д., Лазарева В.В., Окунькова Л.А., Кутафина О.Е.
9ФКЗ- 10 октября 1995 г.
10 (греч. αμνηστια — забвение, прощение) — смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осуждённых судом, а также прекращение уголовного преследования, осуществляемое на основании специального акта верховной власти. Амнистия распространяется на категории лиц (общая амнистия) или на отдельных лиц (частная амнистия или помилование).
11 - законы, принимаемые парламентом, как правило, в порядке той же процедуры, что и обычные законы (иногда для их принятия требуется квалифицированное большинство голосов), но обладающие большей юридической силой, чем иные законы, включая и саму конституцию.
13
Черников, В. В. Нормотворческая деятельность
МВД России на овременном этапе /В. В. Черников.
//Российский следователь. -2006. - № 7. - С.
2 - 6
14 ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ.)
15 С дополнением, кроме тех что были установлены тематикой курсовых работ обсужденной и одобренной на заседании кафедры « » сентября 2009 г. Протокол № 1. Составитель: Казаков В.Н. - профессор кафедры, д.ю.н., профессор; Лизикова И.И. – профессор кафедры, к.ю.н., доцент; Клименко А.И. – старший преподаватель кафедры, к.ю.н.