Нормотворчество в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Нормотворчество — основной путь воздействия на общественные отношения, главное средство придания праву юридической силы.
Нормотворчество в правовой сфере — это в принципе и главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.
Нормотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли. Основную нормотворческую деятельность в Российской Федерации осуществляет парламент — Федеральное Собрание. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России наравне с другими осуществляет Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), причем статья 94 Конституции, дополняя это положение определяет, что «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Нормотворчество органов исполнительной власти, понятие, сущность, основные принципы……………………………………………………………10
2. Виды нормативно правовых актов органов исполнительной власти…16
3. Нормотворческая деятельность МВД России…………………………..21
Заключение…………………………………………………………………..25
Список правовых актов и использованной литературы…………………..27

Работа содержит 1 файл

курсовая тгп паша.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

      Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства». Известия, 2003

      Нормотворчество Министерства внутренних дел Российской Федерации 13представляет собой правовую форму исполнительно-распорядительной деятельности и имеет четко выраженный управленческий характер. Его назначение состоит в создании правовой основы управления - правовых норм, призванных регулировать общественные отношения;

      Нормотворческая деятельность МВД России может быть рассмотрена как особый технологический процесс, обладающий присущей только ему спецификой и включающий множество технологических способов, приемов, процедур различной направленности;

     Технологию нормотворчества в целом можно определить как совокуп 
ность юридических и неюридических правил, средств, приемов организаци 
онного, информационного, технико-юридического, социологического, поли 
тического и иного характера, обеспечивающих процедуру разработки и при 
нятия нормативного правового акта. Данное определение применимо и в от 
ношении технологии нормотворческой деятельности Министерства внутрен 
них дел Российской Федерации;

     В сфере ведомственного нормотворчества МВД России все еще не на должном уровне, во многом стихийно происходит сближение и взаимопроникновение правовой и информационных систем;

    Формами использования компьютерных технологий в нормотворче-ском процессе на сегодняшний день являются: создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству, компьютерное моделирование объема юридических понятий, автоматизированный анализ нормативных правовых текстов, а также систематизация и хранение нормативных актов;

     Нормативные правовые акты в системе МВД России образуют в своей совокупности единую, целостную и дифференцированную систему нормативных правовых актов. Необходимыми условиями эффективности действия права и формирования единого правового пространства являются согласованность принимаемых МВД России нормативных правовых актов с системой действующего законодательства и устранение всех возможных противоречий между новым и уже действующим законодательством;

      Важнейшим фактором повышения технико-юридического уровня нормативных правовых актов является проведение их экспертизы.

    Основными путями совершенствования технологий нормотворческого процесса являются:

    принятие закона о правилах и технологиях разработки нормативных правовых актов, где должен быть предусмотрен порядок создания электронной копии нормативного акта, что позволило бы обеспечить его оперативное распространение;

   необходимо последовательно проводить курс на интеграцию компьютерных сетевых технологий и правотворческого процесса, что, в свою очередь, создаст условия для реализации принципа частичной автоматизации последнего;

   каждый государственный орган должен иметь свой портал в Интернете, на котором в обязательном порядке должны быть представлены тексты всех принятых им нормативных правовых актов;

   в целях получения в ходе проведения частичного автоматизированного анализа правовых текстов информации об имеющихся коллизиях правовых норм необходимо также разработать методику совместного использования приемов герменевтики и компьютерных технологий.

       Целью настоящей работы является комплексное исследование технологий, применяемых в нормотворческой деятельности Министерства внутренних дел на основе объективного анализа современного состояния правотворческого процесса в Российской Федерации в целом и практики ведомственного нормотворчества в частности, а также разработка теоретически обоснованных предложений и рекомендаций по повышению эффективности использования современных технологий в указанной сфере.

      Достижение этой цели представляется возможным путем решения следующих взаимосвязанных исследовательских задач:

-определить сущность и содержание нормотворчества;

-обосновать тезис о технологичности нормотворчества;

-исследовать современные технологии нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления;

-выявить специфику ведомственного нормотворчества Министерства внутренних дел Российской Федерации, обосновав управленческий характер этой деятельности;

-провести системный анализ нормативных правовых актов, издаваемых МВД России в контексте единого информационно-правового пространства;

-показать место и роль современных информационных технологий в нормотворчестве МВД России;

-определить значение социально-правового моделирования и прогнозирования в решении задач нормотворчества и повышении эффективности правового регулирования общественных отношений;

-установить роль прогнозирования в оценке эффективности проекта нормативного правового акта и определении последствий введения нормативного правового акта в действие;

-исследовать технико-правовые аспекты процесса создания нормативных правовых актов;

-разработать предложения по развитию и совершенствованию технологий нормотворческой деятельности МВД России;

-и  многое другое.

 

 

 

Заключение

  

    Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что решение проблемы нормотворчества развивает и дополняет теорию правотворчества как одной из форм деятельности исполнительных органов власти ,и, призвано выявить пути совершенствования нормотворческой деятельности в целях повышения эффективности действия нормативных правовых актов, в том числе и в системе МВД России. Их анализ обусловлен и тем, что ведомственными актами управления оформляется основная масса норм российского законодательства. Научно-теоретическая и методологическая разработка данной проблемы отвечает современным реалиям и позволяет решать конкретные вопросы, связанные с осуществлением нормотворческой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

    Полученные результаты и выводы, разработанные соискателем рекомендации и предложения, будут способствовать дальнейшему совершенствованию нормотворческой деятельности в целом и ведомственного нормотворчества МВД России в частности.

     Результаты данного исследования могут представлять интерес для дальнейших теоретических исследований, для практических работников, осуществляющих свою деятельность в правотворческой сфере, а также для преподавателей вузов юридического профиля в процессе преподавания учебных курсов по теории государства и права, теории государственного управления, конституционного права, на курсах повышения квалификации практических работников, при подготовке лекций и учебных пособий по соответствующей тематике.

      Сегодня при установлении разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами республики получили право исполнительной деятельности и активно используют это право в своих интересах. Кроме этого правом нормотворчества обладают и органы других ветвей власти.

      В заключении следует отметить, что уровень нормотворческой деятельности в государстве должен постоянно повышаться и совершенствоваться. Нормотворчество в  Российской Федерации должно соответствовать принципам научности, демократизма, законности, интернационализма. В отдельные периоды развития нашего государства имели место отступления от какого-либо принципа, все знают, к чему это приводило иной раз. В любом случае необходим поиск и утверждение соответствующих начал деятельности органов исполнительной власти . Ведь от этой деятельности зависит качество жизни государства и гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список правовых актов и использованной литературы

 

 

1.   Правовые акты:

1.1  Конституция РФ14

2.    Используемая  литература:15

2.1   Венгеров  А. Б. Нормотворческая деятельность органов государственной власти. М., 1998.

2.2  Протасов  В. Н. Проблемы теории права и государства, 1998. 
2.3 Алексеев  С. С. Общая теория права. М., 1983,. Т.2. 
2.4 Венгеров  А. Б. Теория государства и права. Ч.1. М., 1997 г. 
2.5   Гулиев  В. Е. Российское государство: состояние и тенденции. М., 1993. 
2.6   Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В. В. Лазарева. — М., 1996.

1 Ш138 Шабуров, А. С. (Анатолий Степанович). Формальная определенность права :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теория и история государства и права /Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР. Свердловский юридический институт. Свердловск,1973. -25 с.-Библиогр. : с. 25

2  История политических и правовых учений. Москва, 1996 год.

3 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Москва, 1996 год.

4 Гай, римский юрист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.

5 От лат. praecedens, родительный падеж praecedentis — предшествующий

6 Санкт-Петербург.

7 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.  
     2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.  
     3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

8  См. комментарии к статье 72 Конституции РФ под ред. Карповича В.Д., Лазарева В.В., Окунькова Л.А., Кутафина О.Е.

9ФКЗ- 10 октября 1995 г. 

10 (греч. αμνηστια — забвение, прощение) — смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осуждённых судом, а также прекращение уголовного преследования, осуществляемое на основании специального акта верховной власти. Амнистия распространяется на категории лиц (общая амнистия) или на отдельных лиц (частная амнистия или помилование).

11 - законы, принимаемые парламентом, как правило, в порядке той же процедуры, что и обычные законы (иногда для их принятия требуется квалифицированное большинство голосов), но обладающие большей юридической силой, чем иные законы, включая и саму конституцию.

12- правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

13 Черников, В. В. Нормотворческая деятельность МВД России на овременном этапе /В. В. Черников. 
//Российский следователь. -2006. - № 7. - С. 2 - 6

14 ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ.)

15 С дополнением, кроме тех что были установлены тематикой курсовых работ обсужденной и одобренной на заседании кафедры  « » сентября 2009 г. Протокол № 1. Составитель: Казаков В.Н. - профессор кафедры, д.ю.н., профессор; Лизикова И.И. – профессор кафедры, к.ю.н., доцент; Клименко А.И. – старший преподаватель кафедры, к.ю.н.

 




Информация о работе Нормотворчество в России