Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:43, курсовая работа
Нормотворчество — основной путь воздействия на общественные отношения, главное средство придания праву юридической силы.
Нормотворчество в правовой сфере — это в принципе и главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.
Нормотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли. Основную нормотворческую деятельность в Российской Федерации осуществляет парламент — Федеральное Собрание. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России наравне с другими осуществляет Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), причем статья 94 Конституции, дополняя это положение определяет, что «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации».
Введение………………………………………………………………………3
1.Нормотворчество органов исполнительной власти, понятие, сущность, основные принципы……………………………………………………………10
2. Виды нормативно правовых актов органов исполнительной власти…16
3. Нормотворческая деятельность МВД России…………………………..21
Заключение…………………………………………………………………..25
Список правовых актов и использованной литературы…………………..27
Нормативные правовые
акты являются продуктом особого рода
деятельности — нормотворчества органов
исполнительной власти. Нормотворчество —
основной путь воздействия на общественные
отношения, главное средство придания
праву юридической силы.
Нормотворчество в правовой сфере — это
в принципе и главным образом государственная
деятельность, завершающая процесс формирования
права, означающая возведение государственной
воли в закон.
Нормотворческая деятельность так или
иначе связана с проявлением государственной
воли. Основную нормотворческую деятельность
в Российской Федерации осуществляет парламент —
Федеральное Собрание. В соответствии
со статьей 117 Конституции Российской Федерации государственную
власть в России наравне с другими осуществляет
Федеральное Собрание (Совет Федерации
и Государственная Дума), причем статья
94 Конституции, дополняя это положение
определяет, что «Федеральное Собрание —
парламент Российской Федерации — является
представительным и законодательным органом
Российской Федерации».
Содержание нормотворчества
складывается из последовательно осуществляемых
организационных действий, образующих
в своей совокупности то, что называют правотворческим
процессом. Это технология создания нормативных
актов и доведения их предписаний до адресатов.
Законодательный процесс — это порядок
внесения законопроектов, их рассмотрения,
принятия, подписания и опубликования
законов.
Правотворческий процесс складывается
из стадий:
1. Стадия законодательной
2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, включение в план законопроектных работ и т.д.
3. Разработка проекта
4. Рассмотрение проекта
5. Принятие нормативного акта. Нормативно-правовой акт — официальный государственный документ, в котором содержатся нормы права. Создается в результате нормотворческой (законодательной) деятельности органов государства. Является основным источником права, юридически обязателен для неопределенного персонально круга лиц. Нормативным документам свойственно указание на меры ответственности. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на: законы — принимаются по основным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке высшим представительным органом государства или путем референдума; не подлежат контролю со стороны какого-либо органа государственной власти: конституционные, обыкновенные, чрезвычайные; подзаконные акты — указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств и ведомств, постановления местных органов управления.
6. Доведение содержания
Федеральное Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации. Это положение обуславливается юридической природой и сущностью принимаемых им законодательных актов. Дело в том, что Федеральное собрание принимает федеральные законы, которые имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы должны соответствовать и не противоречить Конституции Российской Федерации, в отношении же обычных законов и иных нормативно-правовых актов они являются базой, определяющей основные направления и развитие нормотворчества. Обычные законы дополняют и развивают положения Конституции и федеральных законов и должны следовать и не противоречить им.
Сегодня при установлении разграничения
предметов ведения между Российской Федерацией
и субъектами республики получили право
законодательной деятельности и активно
используют это право в своих интересах,
создавая собственные законодательные
органы. Кроме этого правом нормотворчества
обладают и органы других ветвей власти.
Например, Президент может издавать указы,
с помощью которых исполнительная власть
может налагать вето на принятие законов,
Правительство издает постановления и распоряжения,
также являющихся нормативно-правовыми
актами. Но ни один из этих органов не имеет
права принимать федеральные законы. Именно
поэтому Федеральное Собрание является
высшим законодательным органом Российской
Федерации и несет на себе главные функции
осуществления законодательной власти.
Субъекты Российской Федерации
в зависимости от их статуса могут принимать
различные законодательные акты в силу
принципа разграничения полномочий. Так
в соответствии с пунктом а) части первой
статьи 72 8 Конституции республики в составе Российской
Федерации могут принимать конституции
и законы; края, области, города федерального
значения, автономная область и автономные
округа — уставы, законы и иные нормативные
правовые акты. Но вместе с этим та же статья
устанавливает, что обеспечение соответствия
названных правовых актов Конституции
Российской Федерации и федеральным законам
находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из этого следует, что о соответствии федерального
и местного законодательства должны равным
образом заботиться как Федерация в лице
своих органов, так и субъекты Федерации.
На практике же нередко создаются ситуации,
когда законодательные органы субъектов
Федерации, пользуясь предоставленным
им Конституцией правом законодательной
деятельности, превышают свои полномочия
при принятии нормативных актов. В таких
случаях федеральные органы используют
свои властные полномочия для обеспечения
предусмотренного Конституцией Российской
Федерации верховенства федерального
закона над законодательством субъектов
Федерации. Так, к примеру, Президент может
использовать согласительные процедуры
при возникновении разногласий между
федеральными органами государственной
власти и органами власти субъектов Федерации,
а Конституционный Суд имеет право отменить
действие нормативного акта субъекта
Федерации в случае признания его несоответствующим
Конституции Российской Федерации или
федеральному закону. Право издавать правовые
акты в своей компетенции принадлежит
также Президенту РФ (Указы), Правительству
РФ (постановления, определения), министерствам,
ведомствам и другим органам исполнительной
власти, а также органам власти субъектов
РФ.
Нормотворческую деятельность вправе
осуществлять и народ, путем всеобщего
голосования (референдум). Конституция
РФ, предусмотрела необходимость принятия
конституционного закона о референдуме.
Президентом РФ был подписан Федеральный
конституционный закон 9«О референдуме Российской Федерации».
Согласно этому Закону, референдум РФ —
всенародное голосование граждан РФ по законопроектам,
действующим законам и другим вопросам
государственного значения. Референдум
наряду со свободными выборами является
высшим непосредственным выражением власти
народа. Референдум регулируется также
Федеральным законом «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации»
от 19 сентября 1997 г. Предусматриваются три
вида референдума: общероссийский, субъекта
РФ и местный. Законом регламентируется
характер вопросов, выносимых на референдум.
Так, на общероссийский референдум в обязательном
порядке выносится вопрос о принятии новой
Конституции Российской Федерации, если
Конституционное Собрание принимает решение
о вынесении на всенародное голосование
проекта новой Конституции Российской
Федерации. Но определённые вопросы не могут
выноситься на общероссийский референдум.
1) изменения статуса субъектов РФ;
2) досрочного прекращения
или продления срока
3) принятия и изменения федерального бюджета,
исполнения и изменения внутренних финансовых
обязательств государства;
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистии 10и помилования;
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Яркий пример референдума, проведенного в Российской Федерации — это всенародное голосование при принятии Конституции РФ 1993 г.
Таким образом, нормотворчество в РФ осуществляет Федеральное Собрание, законодательные органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления по вопросам своего ведения, а также — народ. Всеобщее голосование граждан — подтверждение существования непосредственной демократии в государстве.
2. Виды нормативно
правовых актов органов
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям:
1. по юридической силе ;
2. по содержанию;
3. по объему и характеру действия;
4. по субъектам их издающим;
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является одним из основных признаков их классификации. С помощью юридической силы определяется место и значимость нормативно-правовых актов в правовой системе государства. Нормативно-правовые акты условно можно классифицировать также и по их содержанию, нормы которого относятся к определенной отрасли права. Однако следует иметь в виду, что могут быть акты, включающие в себя нормы, относящиеся к нескольким отраслям права, к таким, например, как: трудовое, семейное, уголовное. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: – на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории государства; – на акты ограниченного действия, которое распространяется только на часть территории или на определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; – на акты, действующие в чрезвычайных ситуациях, как например, при введении военного положения, чрезвычайного положения, в условиях стихийных бедствий. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы), на акты исполнительной власти (подзаконные акты) и на акты судебной власти, приобретающие нормативно-правовой характер. Законом называется обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке государственными органами законодательной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон как основной источник права, обладающий высшей юридической силой, имеет свои признаки. К этим признакам относятся:
1) Законы принимаются
высшими представительными
2) Законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни.
3) Законы принимаются
в особом законодательном
4) Законы не подлежат
отмене каким-либо другим
5) Законы представляют
собой ядро всей правовой
1. Подзаконные акты общего характера – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны, и которое по своей юридической силе и значению следует за законами. При помощи подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, регулируются экономические, социальные и другие сферы общественной жизни. К общим подзаконным нормативно-правовым актам относятся: 1) Нормативные указы президента, которые среди подзаконных актов обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитии законов. 2) Постановления правительства, которые являются подзаконными нормативно-правовыми актами, и которые не должны противоречить законам, указам президента. Они предназначены для детального регулирования государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, охраной общественного порядка и т.д.
2. Местными подзаконными
актами являются акты органов
представительной и
3. Ведомственные акты (приказы, инструкции) – это такие нормативно-правовые акты общего действия, которые распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений, как, например, на таможенные отношения, банковские, транспортные, государственно-кредитные и др.
4. Внутриорганизационные
подзаконные акты издаются
3. Нормотворческая деятельность МВД России
Понимание нормотворчества как организационно-правовой формы государственной деятельности важно для определения места, которое оно занимает в процессе создания права. Динамизм нормотворческой деятельности, ее сложный характер требуют дальнейшего совершенствования организационных форм, в которых она осуществляется. В настоящее время в дальнейшем совершенствовании нуждается процессуально - правовое обеспечение процесса издания нормативных актов. К числу актуальных процессуальных проблем, в частности в науке, относят совершенствование правового регулирования процессуальных правотворческих отношений, связанных с изданием нормативных актов, обеспечением эффективности организационных технологи нормотворческого процесса и т.п.