Нормативные акты. Конституция России – основной закон государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт».

В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:
в первую очередь следует дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу;
во вторых, рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Российской Федерации;
в третьих, определить место и значение нормативного правового акта (отдельных его видов) в иерархической структуре источников права в системе права Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……3

1. Понятие нормативных актов. Особенности нормативных правовых актов………4

2. Виды нормативных правовых актов, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц………9

3. Место и значение Конституции РФ в системе нормативных актов……….17

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

главноееее.docx

— 51.43 Кб (Скачать)

       Конституция в любом государстве  - это правовой акт высшей  юридической  силы,  своеобразный   признак   государственности, юридический   фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной  системы права.

     Конституция как Основной закон государства  учреждает политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок  их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина8.

     Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму  его существования, конституция  служит правовой    базой для  текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно  не может и не должно «развивать»  или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее  законодательство наполняет его  положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы  сохраняют свою определенность и  высшую юридическую силу по отношению  к нормам текущего законодательства.

     Сущность  Конституции РФ.

     По  вопросу о том, в чем состоит  сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов. Одним из распространенных представлений  является трактовка сущности конституции  как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили  договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается  данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

     Теологическая теория видит сущность конституции  в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что  в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые  представители школы естественного  права полагают, что сущность конституции  заключается в воплощении в ней  многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие  конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных»  конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

     Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной  власти безбрежны, то, чтобы не допустить  произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы  этого ограничения в конституции.

     Марксистско-ленинская  теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции  в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей  сущности.

     Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

     По  способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции  можно  классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются   конституции,   для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура,   чем  для обычных законов государства.  К гибким конституциям относятся  те,   которые принимаются  и  изменяются  в  упрощенном  порядке,    т.е.    в    порядке, установленном  для обычных парламентских законов.

     По  форме закрепления политической власти  различаются  монархические  и республиканские конституции.

       По   формам   закрепления   государственного   устройства   конституции подразделяются  на  федеральные   и   унитарные.   Федеральная   конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства:  цели объединения субъектов в единый  государственный   союз,   государственно- правовой статус целого  и частей  (федерации и субъектов),  разграничение полномочий между ними.  Федеральными  являются  конституции  США,  Германии, России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании,  Китая,  Франции, республик в составе России.

     В зависимости  от  соответствия  или  несоответствия  тем   фактическим  общественным отношениям,   которые  сложились  и  господствуют  в  обществе, конституции  подразделяются  на  фиктивные   и   действительные.   Фиктивные конституции не выражают  общественные  отношения,  которые функционируют в стране.   Они   оторваны   от   действительности   и    сугубо    формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением  и воплощением фактических общественных  отношений, которые сложились в обществе.  Именно они служат правовым критерием социальной  природы политической  власти   и государства,  способа их  организации и деятельности  на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

     Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное  и особое место  в системе современного демократического государства,   от  всех других правовых актов отличают следующие  черты.

     На  наш взгляд, необходимо   отметить,  что   Конституция  в  современном значении этого понятия является актом, который принимается  народом  или  от имени народа. Характерно,  что  возникновение  в  XVII  веке  самой  идеи  о необходимости такого акта, как конституция было связано  именно  с  этой  ее чертой.

     Эта сущностная черта конституции и  поныне  признается   доминирующей  в конституционной теории  и  практике.  Не  случайно  конституции  большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ  …  принимаем (провозглашаем, учреждаем  и т.п.) настоящую конституцию».

     Особенность  субъекта,  принимающего  конституцию,  обусловливает  и  вторую сущностную черту конституции  - ее учредительный  характер.  Поскольку  народ в  демократическом государстве  есть  носитель  суверенитета  и  единственный источник власти, только он обладает и  ее высшим проявлением - учредительной  властью.  В  содержании  последней  вкладывается  именно   право   принимать конституцию  и  посредством  ее   учреждать   те   основы   государственного устройства, которые  выбирает для себя  данный  народ.  Только  учредительная власть   может изменить, в том числе  и  самым  радикальным  образом,  основы устройства общества и государства.

     Учредительная  природа  конституции  проявляется  и  в  том,   что   ее предписания  выступают в  качестве  первоосновы,  являются  первичными. Это означает, что для установления положений  конституции не  существует  никаких  правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая  не  могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что  она  не  соответствует какому-либо правовому данного государства.

     Важной  чертой, характеризующей  конституцию   является  особый  предмет конституционного регулирования, то есть  специфика  того  слоя  общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

     Конституционное воздействие отличается всеохватывающим  характером, чего не имеет никакой  другой нормативный правовой  акт.  Конституция  затрагивает все  сферы  жизни  общества  -  политическую,   экономическую,   социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые,  фундаментальные  основы общественных отношений.

     Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они  производны  от перечисленных  выше сущностных черт и выражаются:

    1. в верховенстве конституции;
    2. в ее высшей юридической силе;
    3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
    4. в особой охране конституции;
    5. в особом порядке  принятия  и  пересмотра  конституции,  внесения  в  нее поправок.
 

Соотношение Конституции РФ с  другими нормативными актами.

     Конституция  РФ  имеет  высшую  юридическую  силу,  прямое  действие  и применяется  на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты,  принимаемые в  Российской  Федерации  не  должны  противоречить  Конституции  Российской Федерации (ч. 1 ст. 15  Конституции РФ).

     Конституция  занимает  верховенствующие  положение  в   правовой системе страны. Ее положение являются  первичными.  Все  остальные  правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации,  в  том  числе  федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной области и автономных  округов,  должны  соответствовать Конституции  Российской  Федерации.  Это же   относится   к   договорам   о разграничении предметов ведения и полномочий  между федеральными  органами государственной власти  и   органами   государственной   власти   субъектов Федерации,  ибо речь  идет  в данном  случае  о конституционном,  т.   е. внутригосударственном, а не о международном праве.

     Коренное  обновление российского общества  и  государства,  связанное  с  принятием Конституции 1993 г., не могло  не повлечь  столь  же существенного  пересмотра текущего законодательства Российской Федерации.  Однако  подобная задача - дело отнюдь не одного дня и  даже не одного года.  В  этих  условиях включение в текст Конституции  нормы, определяющей  порядок  взаимодействия новых и старых норм,  представляется  одним  из  наиболее  удачных  решений: «Законы  и  другие  правовые  акты,  действовавшие  на  территории   РФ   до вступления  в  силу  настоящей  Конституции,   применяются   в   части,   не противоречащей  Конституции  РФ»  (Раздел  2  «Заключительные  и  переходные положения» п. 2). В обычных условиях вопрос о  соотношении нормы  закона  или  иного нормативного правового акта и нормы Конституции  безусловно  относится к компетенции Конституционного Суда9.

     После принятия новой Конституции России Президент Российской  Федерации 24 декабря 1993 г.  издал  Указ  «О  мерах  по  приведению  законодательства Российской Федерации в соответствие с  Конституцией  Российской  Федерации». Этим  Указом  были  признаны  недействующими  и  не  подлежащими  применению органами государственной  власти,  органами  местного  самоуправления  и  их должностными лицами более 40  нормативных  правовых  актов  и  их  отдельных положений. Работа  по  приведению  нормативного  массива  в  соответствие  с нормами Конституции РФ продолжается и в  настоящее  время.  Как  и  подобает Основному  закону  государства,  Конституция  РФ  занимает  верховенствующее место в правовой  системе.  Ее  положения  являются  первичными,  исходными, основополагающими. Ни один другой  закон  не  может  отменить  или  изменить норму Конституции, равно как и быть поставлен на один уровень с ней.

     Не  делается исключение  и  для  федерального  конституционного  закона, который  представляет собой разновидность  федерального  закона.  В  иерархии федеральных законов такой закон  занимает  наиболее  высокое  положение.  Он находится как бы  непосредственно  под  Конституцией,  ближе  всего  к  ней. Отличие  федерального  конституционного  закона  состоит  в  том,   что   он принимается  не по всем вопросам, а только по тем, которые  прямо  определены Конституцией, и для его принятия требуется  не простое,  а  квалифицированное  большинство.  Но  не  более  того. Представления  о  том,  что  федеральный конституционный  закон  является  составной  частью  Конституции,   неверны. Конституция 1993 г. не дает  оснований  для  подобного  толкования.  Мировая практика также свидетельствует  против него.  В  тех  редких  случаях,  когда отождествление  Конституции  и  конституционного  закона  имело   место,   в  понимании    и    истолковании    Конституции,    определении    действующей конституционной нормы  возникали серьезные затруднения.

     Не  могут расходиться с  Конституцией  также  договоры  о  разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными  органами  государственной власти и органами государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации. Положение  о примате  международного  права  и,  в  частности,  международных договоров  здесь  неприменимы.  Договоры  и   соглашения   о   разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными  органами  государственной власти   и    органами    власти    субъектов    Федерации    относятся    к внутригосударственному, а не к международному праву.

Информация о работе Нормативные акты. Конституция России – основной закон государства