Нормативные акты. Конституция России – основной закон государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт».

В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:
в первую очередь следует дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу;
во вторых, рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Российской Федерации;
в третьих, определить место и значение нормативного правового акта (отдельных его видов) в иерархической структуре источников права в системе права Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……3

1. Понятие нормативных актов. Особенности нормативных правовых актов………4

2. Виды нормативных правовых актов, их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц………9

3. Место и значение Конституции РФ в системе нормативных актов……….17

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

главноееее.docx

— 51.43 Кб (Скачать)

    Виды  законов:

    1) Конституция (закон законов) - основополагающий  учредительный политико-правовой  акт, закрепляющий конституционный  строй, права и свободы человека  и гражданина, определяющий форму  правления и государственного  устройства, учреждающий федеральные  органы государственной власти;

    2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным  и органически связанным с  Конституцией РФ (например, федеральные  конституционные законы об арбитражных  судах, о военных судах, о  Конституционном Суде РФ, о судебной  системе, о референдуме, о Правительстве  России и т.п.);

    3) федеральные законы - это акты  текущего законодательства, посвященные  различным сторонам социально-экономической,  политической и духовной жизни  общества (например, Гражданский кодекс  РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный  кодекс РФ и пр.);

    4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными  органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

      Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм5.

    Виды  подзаконных актов:

    1) указы Президента РФ - высшие по  юридической силе подзаконные  нормативные акты;

    2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа  государства, наделенного широкой  компетенцией по управлению общественными  процессами;

    3) приказы, инструкции, положения министерств,  ведомств, государственных комитетов  регулируют, как правило, общественные  отношения, находящиеся в пределах  компетенции данной исполнительной  структуры;

    4) решения и постановления местных  органов государственной власти;

    5) решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного  управления;

    6) нормативные акты муниципальных  органов;

    7) локальные нормативные акты - это  нормативные предписания, принятые  на уровне конкретного предприятия,  учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового  распорядка).

    В зависимости от особенностей правового  положения субъекта правотворчества  все нормативные акты подразделяются на:

  • нормативные акты государственных органов;
  • нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
  • нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • нормативные акты, принятые на референдуме.

    В зависимости от сферы действия нормативные  акты делят на:

  • общефедеральные;
  • нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

    В зависимости от срока действия нормативные  акты классифицируют на:

  • нормативные акты неопределенно длительного действия;
  • временные нормативные акты.

    Таким образом, в зависимости от юридической  силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой  каждый из актов занимает свое место  и играет свою роль. 

    Действие  нормативных правовых актов во времени, в пространстве и  по кругу лиц.

  Все нормативно-правовые акты действуют  в рамках, очерченных во времени, в  пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Установление этих рамок-границ имеет важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

    Действие  нормативных правовых актов во времени.

    Действие  нормативного акта во времени обусловлено  вступлением его в силу и утратой  силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

    Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

    Придание  закону обратной силы возможно в двух случаях:

    1) если в самом законе об этом  сказано;

    2) если закон смягчает или вовсе  устраняет ответственность.

    Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

    по  истечении срока действия акта, на который он был принят;

    в связи с изданием нового акта, заменившего  ранее действующий (косвенная отмена);

    на  основании прямого указания конкретного  органа об отмене данного акта (прямая отмена). 

    Действие  нормативных правовых актов в пространстве.

Действия  нормативных актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального принципов.

      Под территориальным принципом понимают действие нормативных правовых актов в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

      Государственной территорией является часть земной поверхности в пределах государственных  границ, недра, внутренние и территориальные  воды, воздушное пространство над  ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

      В России, которая является федеративным государством6 как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

п.2. ст.4 Конституции  РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Акты  федеральных органов власти действую в пределах территориальных границ государства.

Акты  субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных  границ.  

Статья 76 Конституции РФ:

    4. Вне пределов ведения  Российской Федерации,  совместного ведения  Российской Федерации  и субъектов Российской  Федерации республики, края, области, города  федерального значения, автономная область  и автономные округа  осуществляют собственное  правовое регулирование,  включая принятие  законов и иных  нормативных правовых  актов.

    5. Законы и иные  нормативные правовые  акты субъектов  Российской Федерации  не могут противоречить  федеральным законам,  принятым в соответствии  с частями первой  и второй настоящей  статьи. В случае  противоречия между  федеральным законом  и иным актом,  изданным в Российской  Федерации, действует  федеральный закон.

    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

    Экстерриториальность  действия нормативных актов означает распространение правовых актов  данного субъекта правотворчества  за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом споров, связанных с внешнеторговыми сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

    Действие  нормативных правовых актов по кругу  лиц.

Действие  нормативных правовых актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако, и из этого правила есть исключения:

  • во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей;
  • во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые нормативные правовые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или УК РФ). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);
  • в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:
  • им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.);
  • представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим путём.

   Особую  категорию адресатов нормативных  актов составляют лица с двойным  гражданством, а также беженцы  и перемещённые лица. Лица с двойным  гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

   В отличие от них, вынужденные переселенцы  покидают не суверенное государство, а  какой-либо регион страны.

    Таким образом, несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. 
 
 
 
 
 
 

3. Место и значение Конституции РФ в системе нормативных актов.

Понятие, сущность конституции.

     Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина7. Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

     Термин  «конституция» ( с лат. - установление) употреблялся  в  древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и  др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась  и  формулировка  «основной   закон»,   которая   теперь   часто используется как синоним слова «конституция».

       Термин «конституция» употребляется  много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным.  Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права). Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.

Информация о работе Нормативные акты. Конституция России – основной закон государства