Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные акты исполнительных органов; 3) нормативные акты правоохранительных органов; 4) нормативные акты контрольно-надзорных органов и т. д.
В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют:
1) на общефедеральные;
2) акты субъектов Российской Федерации;
3) акты органов местного самоуправления.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
1) на временные акты;
2) акты неопределенно длительного действия;
В зависимости от способов установления государством нормативные акты подразделяют:
1) на принимаемые;
2) санкционированные;
3) признанные.
По их юридической силе нормативные акты делят:
1) на законы;
2) подзаконные нормативные акты.
Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:
1) если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;
2) нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;
3) нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;
4) нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;
5) нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;
6) нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;
7) нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.
Среди правовых актов-документов различают:
нормативно-правовые акты (нормативные акты);
акты толкования права (интерпретационные акты);
акты применения права (правоприменительные акты).
Нормативные акты - первичны, интерпретационные и правоприменительные акты - производны от нормативных в том смысле, что без нормативных актов их существование немыслимо. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения, т.е. он (нормативный акт) - обязательная предпосылка появления последних, поскольку невозможно толкование и применение права без самого права (представленного таким его источником как нормативный акт). Различие этих актов по субъекту выражается в том, что в соответствии с законодательством Украины только нормативные акты - результат деятельности субъектов правотворчества, т.е. нормативные акты - результат правотворческой деятельности (правотворчества). Законодательство Украины не предусматривает правотворческие полномочия для субъектов толкования и применения норм права.
Нормативные акты - разновидность источников (форм) права, акты толкования и применения права такого официального статуса не имеют.
Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительный акт содержит индивидуальное (персонифицированное) властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом (лицом) в результате решения им конкретного юридического дела.
Правоприменительные акты применяются с учётом актов их официального толкования. Сами по себе акты толкования права юридического значения не имеют, они действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют (в единстве с соответствующим нормативными актами).