Нормативно-правовые акты: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права1. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.
Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Содержание

Введение 3
1. Нормативно-правовой акт как источник права 6
1.1 Понятие и признаки нормативно-правовых актов 6
1.2 Классификация нормативно-правовых актов 9
2. Нормативно-правовые акты Российского права 16
2.1 Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации 16
2.2 Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 22
3. Систематизация нормативно - правовых актов 26
Заключение 33
Список используемой литературы 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТГП.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).8

     Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после  их опубликования. Акты, устанавливающие  более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 TK РФ).

     Порядок вступления в силу актов субъектов  федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных  актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской— через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

     Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые  на места, вступают в силу с момента  их получения адресатом.

     Действие  нормативных актов прекращается:  в случае прямой отмены; по истечении  срока, на который принят нормативный акт; в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.

     С действием нормативных актов  во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь  действует общее правило, закрепленное в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

     Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в  момент его действия. Например, к  преступлениям применяется, как  правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность. Действие нормативных актов в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т. д.

     Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные  прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб  в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

     Действие  законов в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся в соответствующем пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, избирательные законы и др.). Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там законы РФ не действуют.

     Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д.

 

     3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 

     Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют  неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства. 9

     Систематизация  законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

     Систематизация  нормативно-правовых актов, (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

     В результате систематизации устраняются  противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более  совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

     В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

     Каноны  религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населения в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функционирования такой нормативно - правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей людей.

     В настоящее время используются три  основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

     I. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. 10

     В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.

     Кодификация законодательства характеризуется  следующими признаками.

     - кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий.

     - в результате кодификации создается  новый нормативно-правовой акт,  включающий нормы, существенно  отличающиеся от ранее действовавших.

     -кодификационный  акт является сводным актом,  так как в нем сводятся воедино  нормы, находившиеся ранее в  различных актах, но регулировавшие  одну и ту же область общественных  отношений.

     - кодификационный акт является  основным среди актов, которые  действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.

     - нормативно-правовые акты, создаваемые  в результате кодификации, рассчитаны  на длительное регулирование  общественных отношений. Они учитывают  возможные изменения в общественной  жизни и способны регулировать  более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.

     Кодификация — это наиболее сложная и совершенная  форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.

     Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

     1. Основы законодательства — это  нормативно-правовой акт, устанавливающий  важнейшие положения (основные  начала) определенной отрасли права  или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.

     2. Кодекс — наиболее распространенный  вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).

     3. Устав, положение — это кодификационные  акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

     Значительное число кодификационных актов в современных государствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.

     II. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.

     В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Это означает, что:

     1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

     2. Содержание нормативно-правовых  актов, включаемых в инкорпоративные  сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

     Инкорпорацию  производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий  полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

     Инкорпорация  бывает официальной и неофициальной.

     Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

     По  своей юридической природе акт  официальной инкорпорации является формой опубликования действующих  нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

     Отличие официальной инкорпорации от кодификации  выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.

Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды