Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:40, контрольная работа
Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы института нормативных правовых актов;
– исследовать подзаконные нормативные акты как одну из квалификаций нормативного правового акта;
– выделить особенности и отличие нормативного акта от других источников права.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
1.1. Понятие и виды нормативного правового акта
1.2. Особенности и отличие нормативного акта от других источников права
1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
2. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Такая форма права, как нормативный правовой акт, порождает и ряд актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся на стадии обсуждения.
Прежде всего, это проблема структуры нормативного правового акта и ее соотношение со структурой самого права.
Нормативный правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют относить его к соответствующему виду, например, различать, закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д.
Но нормативный правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативного правового акта – результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой – удобству пользования им.
Следующий вопрос – это вопрос
о юридической силе нормативного
правового акта. Юридическая сила
означает соответствие акта, принятого
нижестоящим государственным
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
1. Нормативно-правовой акт
Правотворчество — это деятельность,
направленная на подготовку, издание
и совершенствование
Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.
Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.
2. В нормативно-правовых актах
содержатся только нормы права,
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
3. От нормативно-правового акта
как источника права следует
отличать источники
4. Нормативно-правовой акт
5. В нормативных актах нормы
права группируются по
1.3 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания": "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу"[3].
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы, т. е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или
вовсе устраняет
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
— по истечении срока действия, на который он был принят;
— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта в пространстве определено территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.
С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.
Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц (военнослужащих, государственных служащих, работников милиции, прокуратуры, суда, ветеранов войны и труда, многодетных матерей и т. д.).
Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие санкции за правонарушения .
2. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.
Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании социальных связей главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты тоже имеют весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль[7].
По своему содержанию подзаконные
акты, как правило, являются актами
различных органов
1. Общие подзаконные акты. Это
нормативно-правовые акты
К общим подзаконным актам
Нормативные указы президента: в системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства: это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в не обходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т.д.
2. Местные подзаконные акты. Это
нормативно-правовые акты
3. Ведомственные нормативно-
4. Внутриорганизационные
Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности обще-венной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
И последнее, в нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.