Нормативно правовые акты: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы института нормативных правовых актов;
– исследовать подзаконные нормативные акты как одну из квалификаций нормативного правового акта;
– выделить особенности и отличие нормативного акта от других источников права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
1.1. Понятие и виды нормативного правового акта
1.2. Особенности и отличие нормативного акта от других источников права
1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

2. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

НПА понятие, виды.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Такая форма права, как нормативный  правовой акт, порождает и ряд  актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся на стадии обсуждения.

 

Прежде всего, это проблема структуры нормативного правового акта и ее соотношение со структурой самого права.

 

Нормативный правовой акт всегда имеет  внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют относить его  к соответствующему виду, например, различать, закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д.

 

Но нормативный правовой акт  имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативного правового акта – результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой – удобству пользования им.

 

Следующий вопрос – это вопрос о юридической силе нормативного правового акта. Юридическая сила означает соответствие акта, принятого  нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным  органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне.

 

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

 

1. Нормативно-правовой акт создается  в результате правотворческой  деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

 

Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание  и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество  и опосредованное (государственное) правотворчество.

 

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

 

Государственное правотворчество  выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

 

2. В нормативно-правовых актах  содержатся только нормы права,  есть правила общего характера,  обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

 

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством  реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный  характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

 

3. От нормативно-правового акта  как источника права следует  отличать источники правоведения, или источники нашего знания  о праве. Мы черпаем сведения  о нормах права из различного  рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

 

4. Нормативно-правовой акт оформляется  в виде официального государственного  документа, который имеет обязательные  атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

 

5. В нормативных актах нормы  права группируются по определением  структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

 

 

 

1.3 Действие нормативных актов  во времени, в пространстве  и по кругу лиц

 

 

 

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

 

Действие нормативного акта во времени  обусловлено вступлением его  в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания": "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу"[3].

 

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон не имеет  обратной силы, т. е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

 

Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:

 

1) если в самом законе об  этом сказано;

 

2) если закон смягчает или  вовсе устраняет ответственность.

 

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

 

— по истечении срока действия, на который он был принят;

 

— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

 

— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

 

Действие нормативного акта в пространстве определено территорией, на которую  распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией  Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.

 

С вышеизложенными проблемами тесно  связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации  нормативные акты действуют в  отношении всех ее граждан, государственных  органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

 

Вместе с тем существуют специальные  нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан  и должностных лиц (военнослужащих, государственных служащих, работников милиции, прокуратуры, суда, ветеранов  войны и труда, многодетных матерей и т. д.).

 

Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них  не распространяются уголовные и  иные законы, предусматривающие санкции  за правонарушения .

 

 

 

 

 

2. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

 

 

 

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

 

Несмотря на то, что в нормативном  правовом регулировании социальных связей главное и определяющее место  занимает закон, подзаконные акты тоже имеют весьма важное значение в жизни  любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль[7].

 

По своему содержанию подзаконные  акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и  сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

 

1. Общие подзаконные акты. Это  нормативно-правовые акты общей  компетенции, действие которых  распространяется на всех лиц  в пределах территории страны. По своей юридической силе  и значению в системе правового  регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

 

К общим подзаконным актам относятся  нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

 

Нормативные указы президента: в  системе подзаконных актов они  обладают высшей юридической силой  и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

 

Постановления правительства: это  подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в не обходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т.д.

 

2. Местные подзаконные акты. Это  нормативно-правовые акты органов  представительной и исполнительной  власти на местах. Их издают  местные органы представительной  власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера,

 

3. Ведомственные нормативно-правовые  акты (приказы, инструкции). В ряде  стран определенные структурные  подразделения правительственных  органов (министерства, ведомства)  также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, Президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную эру общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

 

4. Внутриорганизационные подзаконные  акты. Это такие нормативно-правовые  акты, которые издаются различными  организациями для регламентации  своих внутренних вопросов и  распространяются на членов этих  организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

 

Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности обще-венной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

 

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень  обязательности содержащихся в них  норм абсолютно одинакова для  всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

 

И последнее, в нормативном регулировании  общественных отношений главное  и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.

Информация о работе Нормативно правовые акты: понятие, виды