Нормативно правовые акты: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы института нормативных правовых актов;
– исследовать подзаконные нормативные акты как одну из квалификаций нормативного правового акта;
– выделить особенности и отличие нормативного акта от других источников права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
1.1. Понятие и виды нормативного правового акта
1.2. Особенности и отличие нормативного акта от других источников права
1.3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

2. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

НПА понятие, виды.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

          ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

         Уральский  государственный экономический  университет

       Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

       КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

       по  юридическому практикуму

         

 

Тема:  нормативно правовые акты: понятие, виды.

 

 

 

 

                          

                                                     Исполнитель: студент гр. ЮР –  12 Ск 

                                                               Плюснин А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

1.  ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

 

1.1. Понятие и виды нормативного  правового акта 

 

1.2. Особенности и отличие нормативного акта от других источников права

 

1.3. Действие нормативных актов  во времени, в пространстве  и по кругу лиц 

 

 

2. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

На мой взгляд, вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным, актуальным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила пойти по пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.

 

Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки. В результате этого появляется обычное право. В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции о правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы перестали быть некими результатами умственных усилий тех или иных юристов и философов, а приобрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.

 

В качестве объекта исследования выступают  источники права, как понятие, отражающее внешнюю форму выражения права.

 

Источники права получили широкое  распространение в XIX веке и стали  предметом исследования в отечественной  теории государства и права. Выделяется два главных способа образования  норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже, затем утверждаются законодателем. Эти две формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источниками права. В этом смысле источник права, - это тот определенным образом формализованный акт, откуда, собственно, и черпаются, проистекают сведения о правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.

 

Понятие источник права имеет и  информационное значение - определяет, куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т. д.

 

Предметом исследования данной работы являются нормативные правовые акты, как понятие, отражающее нормативный  документ, характеризующийся правотворческой деятельностью компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом), правилами общего характера, обладающими государственной обязательностыо, оформляемый в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты, имеющий определенную структуру.

 

Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового  института законодательства в сфере  изучения и использования на практике нормативных правовых актов.

 

Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

 

– изучить и обобщить имеющийся  научный материал о различных  видах нормативных правовых актов;

 

– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в  пространстве и по кругу лиц;

 

– определить и проанализировать структуру законов, действующих  на территории РФ;

 

– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы  к пониманию сущности и правовой природы института нормативных  правовых актов;

 

– исследовать подзаконные нормативные акты как одну из квалификаций нормативного правового акта;

 

– выделить особенности и отличие  нормативного акта от других источников права.

 

Методологическая основа исследования курсовой работы. Основными методологическими  принципами при подготовке диссертации явились: объективность, всесторонность, историзм. Материалы, составляющие основу исследования, изучались и подвергались анализу с учетом хронологических событий, содержания правовых форм. Методологическую базу исследования составили современные методы познания, функциональный подход, методы анализа, синтеза и аксиологический. Применялся также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, историко-правовой, логико-юридический и др.

 

Теоретическая база исследования. При  проведении исследования используются теоретико-методологические положения  и установки наиболее известных  советских и современных исследователей, посвятивших свои работы исследованию законодательства на различных уровнях его развития.

 

Теоретические обобщения и предложения  по совершенствованию законодательства сделаны на основе всестороннего  анализа практики применения Конституции  РФ.

 

В процессе исследования использовались разнообразные источники: научные  работы юристов, историков, представителей правоохранительных органов, материалы периодической печати. Содержание работы раскрывается через юридический анализ правовых документов.

 

Научная новизна исследования. Курсовая является комплексным исследованием  вопросов отражения и оценки нормативных актов в отечественном законодательстве. Элементами научной новизны обладает концептуальный подход к объекту исследования, включающий систему взглядов и идей о понятии сущности и значении нормативных правовых актов и позволяющий с помощью однотипных законодательных формулировок, наряду с юридическими и компенсационными целями, оценивать не менее важные политические, социальные и нравственные цели.

 

Системность и комплексный подход при изучении нормативных правовых актов позволили проанализировать эффективность функционирования законодательства, обосновать ряд теоретических выводов, которые легли в основу предложений по дальнейшему совершенствованию российского законодательства.

 

Структура курсовой обусловлена логикой  исследования, а также его целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

 

 

1.  ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

 

 

 

1.1 Понятие и виды нормативного  правового акта

 

 

 

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права  современного государства. В нем  выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов  и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

 

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

 

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

 

С развитием общественной жизни, усложнением  общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н.М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы»[1].

 

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативно регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.

 

Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

 

Классификация нормативно-правовых актов  производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

 

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

 

В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих  правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих  органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

 

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление  в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.

 

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

 

— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного  вида на данной территории;

 

— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть  территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

 

— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности  реализуются лишь при наступлении  исключительных обстоятельств, на которые  рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

 

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера)[2].

 

 

 

1.2 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права

Информация о работе Нормативно правовые акты: понятие, виды