Норма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Норма права представляет собойначальную клеточку этого образования. Ее следует рассматривать как исходный, первичный элемент всей правовой системы. Но в это же время каждая из норм не может изображаться в качестве «права в миниатюре; полного, которое исчерпывает выражения всех его характеристик и качеств»1 . Юридическая норма – уровень микроструктуры права, на котором в основном проявляются особенности его технико-юридического, конструктивного содержания.2

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Понятие нормы права и ее признаки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Структура правовой нормы, ее элементы, способы изложения. . . . 11
3. Научно-практическая значимость классификации правовых норм, их виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список литературы. . .

Работа содержит 1 файл

Норма права.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, важным качеством правовых норм является их формальная определенность, т.е. бесспорное   точное обозначение обстоятельств, которые порождают правовые последствия, определение самих этих  качеств,  последствий, которые присущи участникам правоотношений, и др. Формальная определенность правовых норм во многом зависит от системы источников (форм) права и присуща правовым системам в разной степени.

     Правоотношение  норма права - основные категории общей теории права, в пределах которых располагается практически весь ее понятийный аппарат, все содержание общей теории.

    В процессе  нашей  дискуссии о понимании права6  взгляд на правовые нормы как на основное содержание права довольно резко критиковался как узконормативное позитивистское, нормативистское понимание, которое сводит  право к текстам закона, содержащим "приказы власти". Нормативное понимание права критиковалось за отрыв текстов закона от практики их осуществления, за недостаточное внимание к проблемам прав и свобод личности, к нравственным основам права. Некоторые из этих упреков справедливы в том отношении, что изучение текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, без учета особенностейправоприменительной практики и общественного правосознания , существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Кроме того, взгляд на правовые нормы как на "приказы власти" порождал представление, что объем свобод и прав  личности произвольно определяется государством, зависит от «милости властей», причем даже и закрепление законом прав граждан ограничивает их свободу, «хотя бы уже потому, что закрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности и характер пользования правами».7

    Однако критика взглядов на право только как на тексты закона, выражающие веления государственной власти, содержится и в трудах сторонников нормативного понимания права, большая часть которых видит в праве социальную реальность, существующую не только как  тексты и нормы, но и как их отражение в сознании общества (право - сознание), и как реализация норм в отношениях между людьми (право - отношение), и как динамичная практика осуществления правовой системы в целом (право - порядок). Спор идет о том, существует ли в правовой системе какое-либо определяющее, ведущее начало или все вообще правовые явления равнозначны, когда речь идет о праве.

    В процессе дискуссии о понимании права именно по этой проблеме сформировались две основные позиции: одни теоретики считают, что право состоит из норм, изложенных в законах и иных источниках права (нормативное, "узкое понимание права"), другие включают в содержание права не только нормы, но и субъективные права, практику реализации права, правосознание,  правопорядок и законность , другие правовые, а также моральные явления ("широкое понимание права"). Участники дискуссии обоснованно отмечали, что при сопоставлении взглядов сторонников  "широкого"  и "узкого" понимания права главным является "ответ на один важный вопрос - только координированы или субординированы  включаемые ими в право разные элементы? Если субординированы, причем субординированы именно системой норм, тогда нет спора или остается всего лишь спор о словах: право - не только нормы; но все остальное, входящее в право, подчинено нормам и производно от них. Если же координированы и значит, что ни один из элементов не подчинен другому, то отсюда следует, что действие норм может быть парализовано субъективными правами, как и действие прав - нормами, что мораль и правосознание  способны помочь не только применению и формированию  закона, но и отказу от его действия независимо от воли законодателя8. Отсюда с непреложностью следует возможность отказа от  применения или выполнения любого из действующих законов под тем предлогом, что этот закон не соответствует чьим-то представлениям о содержании права, правосознанию,  нравственности, судебной или иной практике и т.п. На основе "широкого понимания права", считающего правом неопределенный круг индивидуальных и общественных явлений, которые имеют  косвенное илипрямое  отношение к праву или близкое к нему терминологическое обозначение, практически невозможно отличить неправомерное от правомерного поведение, юридическибезразличноеот юридически значимого , необязательное от обязательного и т.п.

    Нормативная концепция права основана на представлении, что в праве нет ничего юридического, кроме определений юридических фактов и правовых состояний (включая статусы субъектов права), обязанностей и субъективных прав  участников правоотношений, запретов и санкций за их нарушение - того, что составляет содержание правовых норм. Для практики применения права или правотворчества в нашей стране, где основной формой (источником) права являются нормативно-правовые акты, имеет первостепенное значение понятие о праве как о системе норм. Объективно существующие связи юридически значимых элементов этой системы выражаются так называемой "логической структурой правовой нормы".

 

    2. Структура  правовой нормы,  ее элементы,

    способы изложения

    В деонтологии (логике норм) различаются  собственно содержание правовой нормы (правило поведения) и источник, императив, которым норма установлена и (или) охраняется от нарушений9. В правоведении этому соответствует так называемая "трехчленная структура правовой нормы", согласно которой логическая структура правовой нормы включает гипотезу (определение круга лиц, которым адресована норма, и жизненных обстоятельств, на которые она рассчитана), диспозицию (определение предписываемого поведения) и санкцию (меры принуждения, применяемые в случае правонарушения).

    Структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила  поведения (диспозиция) с условиями и пределами его реализации (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция). Формула "если - то - иначе" является применением к каждой из правовых норм общего правила, которое может быть выражено следующим образом: "находясь на территории государства (или: будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения". Конкретизация этого положения применительно к отдельным нормам дает возможность определить: кто и при каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от нарушения.

    В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет возможные, типичные и в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений и рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения, и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Если гипотеза определяет пределы (объем) действия и применения нормы, а диспозиция - способ ее регулирующего воздействия на поведение людей и общественные отношения, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы от нарушений. Санкцией правовой нормы называется нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую правовую оценку.

    Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи, системности правовых норм. Системность является существенным качеством права - правовые нормы неразрывно связаны между собой, в определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других - как элементы гипотезы или санкций других норм; санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение. Так, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средств, соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспозиция), а административные взыскания за невыполнение обязанностей - санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил; с точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, та же самая норма выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание административного правонарушения, диспозицией - обязанность применить взыскание в установленных законом пределах и соответствующей процессуальной форме; способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) является отмена незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении, а также меры персональной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправильном применении закона.

    С системностью права связана специализация  правовых норм; ряд отраслей права  определяет санкции и порядок  их применения (уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный и гражданский процесс), в пределах самих отраслей права в особые институты выделены нормы, определяющие санкции за правонарушения (институты имущественной ответственности в гражданском праве, материальной и дисциплинарной ответственности - в трудовом праве и др.)10. В результате целый комплекс норм нередко охраняется от нарушений общей санкцией, неразрывно связанной с каждой из норм, составляющих комплекс. С другой стороны, общий для ряда норм права характер имеют некоторые положения об условиях их применения (определения субъектов права, их правовых статусов, правила действия правовых норм во времени, в пространстве, по кругу лиц, определения правового режима различных видов имущества и др.). Эти общие для ряда норм положения также входят в каждую из них, что обнаруживается при логико-систематическом толковании текстов нормативно-правовых актов.

    Логическая  структура правовой нормы имеет  большое значение для совершенствования  практики применения правовых норм. Системность права, неразрывная связь и согласованность правовых норм, "элементы" которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона), требуют при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением. Громадным достоинством трехэлементной схемы как раз и является то, что схема побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов, к выделению и сопоставлению "элементов", образующих одно правоположение, к определению условий применения правовой нормы, ее содержания, последствий ее нарушения11.

    Способы изложения правовой нормы различны, и все их многообразие можно представить следующим образом:

    - все три элемента логической  структуры нормы права  - гипотеза, диспозиция и санкция включаются в одну статью нормативно-правового акта;

    - одна статья нормативного акта  содержит лишь часть нормы права или один из элементов нормы права;

    - элементы нормы права излагаются  в нескольких статьях одного  и того же нормативного акта;

    - элементы нормы права излагаются  в нескольких статьях различных  нормативных актов;

    - в одну статью нормативного акта включаются несколько правовых норм.

    В случае, если в статье нормативно-правового  акта содержится часть нормы права, то такие части принято называть нормативными предписаниями. Различные  юридические конструкции и способы  изложения обусловлены спецификой отраслей права и особенностями законодательной техники. Кроме того, расхождение способов изложения по отношению к статьям нормативно-правового акта обусловлено тем, что норма права и статья нормативно-правового акта во многих случаях не совпадают. В.Н. Хропанюк отмечает, что «фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. А иногда и в статьях различных нормативных актов. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права - это единое общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защитой».

    По  характеру изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта принято различать способы:

    - прямой;

    - отсылочный;

    - бланкетный.

    Прямой  способ предполагает полное изложение  всех элементов нормы права в  статье нормативно-правового акта. Логическая структура нормы права совпадает с текстом и структурой нормативно-правового акта.

    Отсылочный  способ заключается в неполном изложении  нормы права в статье нормативного акта, при этом делается отсылка  к другой статье этого же нормативного акта. Отсылка к другим статьям того же нормативно-правового акта имеет значительное распространение в правовых конструкциях, например, нормы Особенной части УК РФ раскрывают недостающие положения Общей части УК РФ, или наоборот.

Информация о работе Норма права