Национальная безопасность как функция государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.

В рамках курсовой работы поставлены следующие задачи:
проанализировать понятие национальной безопасности;
изучить основные составляющие национальной безопасности;
рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ, ее виды и формы;
раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………..
1.1. Понятие национальной безопасности………………………..
1.2. Основные составляющие национальной безопасности………………
2 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ПУТИ ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ………………………………………………………………….
2.1. Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы
2.2. Современная доктрина национальной безопасности России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……….………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...

Работа содержит 1 файл

Нациоанльная безопасность.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Угрозой физическому  здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого  социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней  продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального  состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса  во внутриполитической, социальной и  духовной сферах может привести к  утрате демократических завоеваний.

Основные угрозы в  международной сфере обусловлены  следующими факторами:

- стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

- опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

- укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

- возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

- распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

- возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

- притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации  в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации  представляет терроризм. Международным  терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень  и масштабы угроз в военной  сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без  санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический  отрыв ряда ведущих держав и наращивание  их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения  создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации  иностранных специальных служб  и используемых ими организаций. Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации  в пограничной сфере обусловлены:

- экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

- активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической  ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность  правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

 

2.2. Современная доктрина национальной безопасности России

 

 

В декабре 1997 года Указом Президента РФ была утверждена Концепция  национальной безопасности, которая явилась результатом процесса, начатого Законом «О безопасности» и Конституцией РФ, и представляет собой наиболее эффективное средство административно-правового регулирования отношений безопасности. Концепция закрепляет полномочия, определяет основные задачи и функции государственных органов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые с внутренней и внешней политикой государства. Концепция национальной безопасности вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность РФ» и «национальные интересы», органически объединяет и конкретизирует нормы Конституции РФ, Закона «О безопасности», а также нормы законов, регулирующих отношения в сферах национальной безопасности. Концепция национальной безопасности отражает важнейшие направления государственной политики и включает в себя систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Концепция определила и понятие национальной безопасности как безопасности ее многонационального народа, который, в свою очередь, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

В Концепции национальной безопасности декларируется, что Россия является одной из крупнейших стран  мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Действительно, несмотря на сложную международную  обстановку и трудности внутреннего  характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. Важная роль отводится национальным интересам как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах международных и внутригосударственных отношений. В своей статье А. Саидов и Л. Кашинская указывают, что «концепция национальной безопасности представляет собой производную от концепции национальных интересов, а в более широком смысле - от общего видения гражданами того или иного государства его места и роли в современной мировой цивилизации»16. В этой связи интересно мнение ученого М.В. Ильина, который отмечает, что «национальный интерес есть интерес нации как двуединство суверенного территориального государства и гражданского общества. Государственный интерес и интересы гражданского общества содержательно связаны с понятием национального интереса и в значительной мере определяют его смысловую культуру»17.

Значимым является вопрос, охватывающий интересы государства, состоящие  в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, ее стабильности, в обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности и главным национальным интересом России в международной сфере.

Система обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов  и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:

Президент Российской Федерации  руководит в пределах своих конституционных  полномочий органами и силами обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.

Федеральное Собрание Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.

Совет безопасности Российской Федерации создан весной 1992 года. В состав Совета безопасности Российской Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.

Совет безопасности проводит работу по упреждающему выявлению и  оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации в области  национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Национальная безопасность как функция государственного управления