Национальная безопасность как функция государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.

В рамках курсовой работы поставлены следующие задачи:
проанализировать понятие национальной безопасности;
изучить основные составляющие национальной безопасности;
рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ, ее виды и формы;
раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………..
1.1. Понятие национальной безопасности………………………..
1.2. Основные составляющие национальной безопасности………………
2 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ПУТИ ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ………………………………………………………………….
2.1. Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы
2.2. Современная доктрина национальной безопасности России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……….………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...

Работа содержит 1 файл

Нациоанльная безопасность.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Политическая безопасность8 призвана реализовывать общенациональные интересы и осуществлять деятельность, направленную на достижение общественного благосостояния, поскольку все социальные слои так или иначе связаны с функционированием аппарата власти, поддерживают или противодействуют его деятельности.

Политическая безопасность связана: с формированием и практической реализацией в стране законодательно оформленной социальной политики, выделением на нее соответствующих бюджетных  ассигнований и контролем за их использованием; прогнозированием и планированием социальных процессов; выработкой приоритетных направлений детальности законодательной и исполнительной власти в данной области; созданием институтов социальной защиты населения; выявлением и недопущением социальных опасностей, грозящих обществу; изучением опыта ведущих стран мира в реализации социальной политики и анализом общемировых тенденций в этой сфере, подготовкой соответствующих специалистов.

Экономическая безопасность9 рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Снижение экономической  безопасности непосредственно сказывается  на уровне и качестве жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных конфликтов, создается угроза утраты наиболее продуктивной части  национального «человеческого капитала» и нации как органической части цивилизованной общности.

Социальная безопасность является одним из ведущих компонентов  системы национальной безопасности. Данное понятие, его содержание и  сущностные характеристики еще находятся в стадии разработки и не получили должного освещения в научной литературе.

Одни авторы, признавая  существование социальной безопасности, пытаются растворить данное понятие  в других элементах национальной безопасности или превратить ее в  подсистему более высокого уровня, вбирающую в себя другие системообразующие элементы10.

Другие авторы, раскрывая  содержание системы национальной безопасности и подчеркивая важную роль и значение социальной сферы, тем не менее, вообще не называют социальную безопасность в числе ее ведущих элементов, отказывают в праве на существование11.

Существует также точка  зрения, согласно которой социальная безопасность представляет собой методологическое понятие, вбирающее в себя другие элементы системы национальной безопасности12.

В целом социальная безопасность - это совокупность всех видов защитных средств социальной жизнедеятельности, обусловленная не только структурой социальной организации общества, особенностями ее функционирования, но и политической, правовой, экологической ситуацией, наличием материальных и интеллектуальных ресурсов гражданского общества и государства.

Духовная безопасность представляет собой определенное состояние  социокультурной среды, объединяющей общественное сознание, духовные ценности, культуру и обеспечивающей условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа.

Таким образом, национальная безопасность как сложное явление  представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы.

национальный  безопасность планетарный целостность

1.2 Основные  составляющие национальной безопасности

 

Сложность проблемы обеспечения  указанных национальных интересов  обусловливает необходимость постоянного  развития и совершенствования системы национальной безопасности Российской Федерации.

Весь комплекс задач, с которыми сталкивается Россия, как на международной арене, так и во внутренней жизни, создает широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В настоящее время, при  сохранении высокого уровня внутренних угроз появилась тенденция нарастания угроз, имеющих внешнюю природу  происхождения. Россия - слабый участник международной конкуренции. Поэтому  вызванное глобализацией обострение конкуренции оказывает на нее преимущественно негативное влияние13.

В практической работе основное внимание уделяется следующим составляющим национальной безопасности Российской Федерации:

- военной безопасности, мобилизационной подготовке и мобилизации;

- конституционной безопасности;

- экономической безопасности;

- оборонно-промышленной безопасности;

- общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;

- пограничной безопасности;

- информационной безопасности;

- международной безопасности;

- экологической безопасности и охране здоровья населения.

В современных условиях мощь и благополучие любой страны, а, следовательно - национальная безопасность, определяется, прежде всего, состоянием экономики. Отсюда задача обеспечения  экономической безопасности выходит на первый план.

В настоящее время  превышены или находятся в  районе критических значений показатели экономической безопасности по целому ряду направлений. Среди них:

- способность нашей экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства как в обычных, так и в экстремальных условиях;

- уровень жизни населения;

- устойчивость финансовой системы;

- структура внешней торговли;

- научный потенциал;

- сохранение единого экономического пространства;

- криминализация экономики;

- инвестиции в производство;

- доля импорта в потреблении населения;

- объем обращения иностранной валюты в наличной форме и др.

Продолжается распад производственного и научно-технического потенциала. Нарушен процесс воспроизводства  основных фондов. Бюджетные расходы на науку в несколько раз ниже порога национальной безопасности.

Сохраняется опасность  прогрессирующего экономического отставания.

Перед Россией в перспективе  может возникнуть реальная угроза потери экономической независимости. Декларируемая  на всех уровнях забота о безопасности не находит в последние годы должного отражения в экономической политике.

Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и  объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Национальная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания  необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации  разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере национальной безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Таким образом, можно  сказать, что систему обеспечения национальной безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

 

 

2. Национальная безопасность России и пути ее укрепления

 

2.1 Угрозы национальной безопасности  РФ: виды и формы

 

 

Под угрозами национальной безопасности следует понимать потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям Нации и Государства. Угрозы национальной безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе, и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

Состояние отечественной  экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики  угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости14.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов  Российской Федерации. Это ведет  к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей  способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов  проявляются в ослаблении правового  контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов  исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося  конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере  создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы15.

Информация о работе Национальная безопасность как функция государственного управления