Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 03:35, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и структуру мусульманского права;
- проанализировать доктрину, как основной источник мусульманского права.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1 МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО……………………………………………….6
1.1 Природа мусульманского права…………………………………………….6
2 ИТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА……………………………11
2.1 Коран………………………………………………………………………..11
2.2 Сунна………………………………………………………………………...12
2.3 Иджма……………………………………………………………………….14
2.4 Кияс…………………………………………………………………………..15
2.5 Фирманы и кануны…………………………………………………………..16
3 ПРИСПОСОБЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА К СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ………………………………………….18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..24
Мусульманское право давало широкий простор для судейского выбора. И вплоть до настоящего времени мусульманском судьям при молчании закона в
большинстве случаев предписывается применять не просто определенный толк, а его "наиболее предпочтительные выводы". Эта же особенность структуры мусульманского права позволяет при закреплении его норм в современном законодательстве выбирать из множества противоречивых предписаний те, которые наилучшим образом отвечают интересам социально - политических сил, стоящих у власти в той или иной мусульманской стране. Коренная перестройка правовых систем, которые в большинстве стран к середине XX в оказались сориентированы на восприятие западных правовых моделей, а также широкая кодификация норм фикха (прежде всего в области личного статуса) способствовали изменению структуры действующего мусульманского права по двум основным направлениям. Прежде всего, если в середине века мусульманское право как система действующих норм занимало преобладающее место в правовой надстройке определенной группы стран, то в современных условиях в большинстве из них можно наблюдать лишь применение отдельных норм, институтов, конкретное юридическое содержание которых формировалось под прямым влиянием фикха. В результате приходится иметь прямое дело не столько с собственно с мусульманским правом, сколько с нормами, ведущими от него свое происхождение.
Мусульманское право оказывает влияние на современное общественное развитие многих государств не только в виде системы действующих юридических норм, но и в качестве важного идеологического фактора. Проблемам мусульманского права придается важное значение современными политическими движениями, выступающими под лозунгами ислама, в которых социально – политические аспекты становятся доминирующими. И если учесть, что мусульманское право традиционно рассматривается как главное средство практической реализации сложившихся в исламе представлений о "мусульманском образе жизни" и общественном идеале, то становится понятной существенная роль, которую отводят ему различные политические силы при обосновании своих требований.
Мусульманское право продолжает быть одной из крупных систем современного мира и регулировать отношения между более чем 800 миллионами мусульман. Однако многие государства с мусульманским населением начали быстро модернизироваться. Итак, как же усваивается мусульманское право с эволюцией, которая предполагает установление политических режимов нового типа, а также смелые реформы в сфере частного права?
Мусульманское право неизменно, и в то же время оно полно возможностей. Наряду с его неизменностью следует отметить и его гибкость. Между двумя этими чертами нет никакого противоречия. При всей своей неизменности мусульманское право предоставляет такие возможности обычаю, соглашению сторон, административным регламентам, которые позволяют, не изменяя самого права, вводить положения, удовлетворяющие потребности современного общества.
Очень распространенным средством, используемым для приспособления
мусульманского права к условиям современной жизни, является вмешательство господствующей в обществе власти. Суверен, будь то монарх или парламент, является в исламистском понимании не господином, а служителем права, имея возможность законодательствовать, он руководит государственной политикой и должен, в частности, следить за правильным отправлением правосудия. Мусульманское право принимает законность регламентирующих мер, которые применяются в данной связи властями.
Стремление модернизироваться
Глубокое влияние на право
любой страны оказывает
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческая роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и запутанностью, что обусловливает плюрализм и противоречивость содержания как системы в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтому существуют объективные основания для акцента, как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах мусульманского права. Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность.
Вместе с представлением о едином боге- Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.
Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще, и с каноническим правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое - это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее идут существенные различия между мусульманским правом и правом каноническим. Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей - неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права - еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право.
Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго- Восточной Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы, как традиционного происхождения, так и заимствованные из западных стран.
После трех значительных феномена - вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX- XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании западных правовых моделей.
За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений "личного статуса". Однако, в целом, мусульманское право и его идеология еще могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований.
По всем вышеупомянутым
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев
А.Н. Государство и право. –
М.: Юридическая литература, 2003.-640с.
2. Васильев А.М. Общая теория государства
и права как фундаментальная наука правоведения
// Правоведение. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,
1975. – №1.–С.7-15.
3. Венегеров. В.С. Теория государства и
права: Часть 1. Теория государства.–М.:Юристъ,2005.–
4. Глебов А.П. Актуальные проблемы теории
государства и права - Правовая реформа
и понятийный аппарат юридической науки
// Правовая наука и реформа юридического
образования: Сборник научных трудов.
– Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2005. –
Вып. 3. – С.191-203.
5. История государства и права зарубежных
стран (конспект лекций). М.:
ИздательствоПРИОР,2006.–480с.
6. Коваленко А. И.Теория государства и
права.– М.: ИНФРА, 2004.– 430 с.
7. Лазарев В.Н. Общая теория права и государства.
– М.: Юристъ, 2004. – 422с.
8. Лейст О.Э. Актуальные проблемы общей
теории права // Научные
Труды.РАЮН.–Т.1.–М.,2007.–С.
9. Общая теория права и государства. Под
редакцией Лазарева В.В., – М.: Юристъ,2006.–470с.
10. Общая теория права. Курс лекций / под
ред. В. К. Бабаева. – Нижний Новгород,2003.–355с.
11. Теория государства и права. Курс лекций
/ Под ред. М.Н. Марченко. –М.:Юристъ,2003.–430с.
12. Теория государства и права. Учебник
для юридических вузов и факультетов.
Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова
– М.: Изд. гр. ИНФРА,2003.–340с.
13. Теория государства и права курс лекций
/ под ред. Матузова Н.И. –Саратов:Спартак,2005.–390с.
14. Теория государства и права. Теория
государства. Часть I. Под
РедакциейВенгероваА.Б.–М.:
15. Фаткуллин Ф.Н. Основные учения о праве
и государстве: Учебное пособие. – Казань:
Изд. КФЭИ, 2007. – 700 с.
16. Хропонюк В.Н. Теория государства и права:
Учебное пособие для высших учебных заведений.
– М.: БЕК, 2005. – 290 с.
17. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных
стран. М, 1997. – 672с.
18. История государства и права зарубежных стран. Под ред. Жидкова
О.П. ч.1. – М.: 1996. стр. 422