Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 03:35, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и структуру мусульманского права;
- проанализировать доктрину, как основной источник мусульманского права.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1 МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО……………………………………………….6
1.1 Природа мусульманского права…………………………………………….6
2 ИТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА……………………………11
2.1 Коран………………………………………………………………………..11
2.2 Сунна………………………………………………………………………...12
2.3 Иджма……………………………………………………………………….14
2.4 Кияс…………………………………………………………………………..15
2.5 Фирманы и кануны…………………………………………………………..16
3 ПРИСПОСОБЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА К СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ………………………………………….18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..24
в качестве правовых, нередко выступают религиозно - ритуальные или моральные нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой "грех", связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.
Подобное положение характерно и для
современного правового развития
мусульманских стран. Например,
законодательство многих
государств предусматривает для мусульман
уголовную ответственность за
несоблюдение поста во время
Рамадана. Кроме того,
на государственных служащих
возлагается обязанность ежедневной
пятикратной молитвы, а
мужчинам запрещается работать и даже
находиться в женских учебных
заведениях. А специальные мусульманские
суды в Иране, созданные для
борьбы с так называемой
моральной деградацией, могут
применять наказания
за пренебрежение мусульманскими традициями
в одежде или нарушение шариатских
норм общественного поведения, в частности
предусматривающих полную изоляцию
женщин и исключение их контактов с мужчинами
в общественных местах. Раньше религиозный
характер таких норм проявлялся в том,
что они, как правило, распространялись
только на мусульман. Однако
сейчас, как показывает практика,
данные нормы имеют определенные
требования и к лицам,
принадлежавшим к иным вероисповедованиям.
2 ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО
ПРАВА
Доктрина мусульманского права как нормативно - юридической системы социального регулирования складывалась постепенно, усложняясь и приобретая дополнительные характерные черты. Новыми элементами постоянно обогащалась и структура права.
Наука мусульманского права, или, точнее, доктриальное изложение мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает "корни" и
объясняет каким образом и благодаря каким источникам возник комплекс правил, составляющих божественный закон - шариат; и изучает "содержание", то есть решения, содержащие нормы материального мусульманского права. По всей структуре, по своим категориям и понятиям мусульманское право весьма оригинально по сравнению с иными правовыми системами.
Мусульманское право имеет
2.1 Коран
Основой мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации является священная книга ислама - Коран, состоящая из высказываний и проповедей Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету.
Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6 219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман.
При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, содержащие правила поведения в отдельных частных случаях. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно- богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях2.
Коран предписывает арабам покинуть "обычаи
отцов в пользу правил, установленных
исламом. В самом Коране его правовая значимость
определяется следующим образом: "Итак,
мы ниспослали его как арабский судебник".
Коран - бесспорно, первый источник мусульманского
права.
2.2 Сунна
Вторым авторитетным и
Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны)- свод текстов, описывающих жизнь Магомета, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.
По степени определенности, согласно
мусульманской доктрине, все
нормы Корана и сунны делятся на
две категории. К первой относятся
абсолютно точные и недопускающие
различных толкований установления,
среди которых значатся все правила
религиозного культа и некоторые
нормы, регулирующие взаимоотношения
людей. Эта категория норм представляет
собой понятные и однозначные правила
поведения, которые могут непосредственно
и единообразно применяться на практике.
Вторую разновидность составляют отвлеченные
и недостаточно ясные предписания, не
только допускающие различное понимание
их смысла, но и предполагающие конкретизацию
в разнообразных правилах поведения на
основе иджтихада (рационального приема),
в результате которого правоведы -маджтахиды
могут прийти к несовпадающим выводам.
Без подобной конкретизации эти расплывчатые
и многозначные предписания вообще не
могут быть применены для оценки поведения
людей и нормативно регулировать общественные
отношения.
2.3 .Иджма
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимает иджма, составленная по единодушному согласию докторов ислама. Ни Коран, ни Сунна не могли дать ответ на все вопросы. Чтобы восполнить пробелы в тех случаях, когда нет ответа на какой- либо вопрос, а так же объяснить некоторые видимые изъяны, появилась и получила развитие догма непогрешимости и единства мусульманского общества. "Мое общество, - гласит один из адатов,- никогда не примет ошибочного решения". По другому адату, "то, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха". Иджма, основанная на этих двух положениях, позволила признать авторитет решений, которые не вытекали непосредственно из Корана и сунны. Для того чтобы норма права была допущена иджмой, необязательно, чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с "обычаем" европейского права. Она складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Магомеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами- правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Единогласное мнение компетентных лиц- докторов права, знатоков ислама, объединяющих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт права, получает значение и силу юридической истины.
Коран,
Сунна и иджма - вот три источника
мусульманского права, но это источники
разного плана. Коран и Сунна - основные
источники, и, исходя из содержащихся в
них основных положений, доктора ислама
установили нормы шариата. Но на сегодня
это только исторические источники права:
судья не должен использовать непосредственно
Коран и сунну, так как их окончательное
толкование дано в иджме. Таким образом,
только книги права, одобренные иджмой,
должны использоваться в наши дни для
изучения мусульманского права.
2.4. Кийас
Но как бы ни была богата казуистика, разработанная докторами права, конечно, они не имели возможности предусмотреть все, что могло возникнуть в конкретной жизни, но, поскольку мусульманское право претендовало на то, чтобы быть полной системой, надо было предусмотреть способ урегулирования в будущем и таких вопросов, готового решения которых нельзя найти в книгах права. Всеобщим согласием был признан законный характер суждения по аналогии - кийас. Представляя собой простую форму умозаключения, он был возведен мусульманским обществом в ранг источника права. Согласно кийасу правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кийас не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Суждение по аналогии можно рассматривать лишь как способ толкования и применения права. Мусульманское право основано на принципе авторитета. Несмотря на то, что в виде суждения по аналогии был допущен рациональный метод толкования, при помощи данного метода невозможно было создавать основополагающие нормы абсолютного характера, которые можно было бы по их природе сравнивать с нормами традиционных сборников, установленными в X веке. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно, исходя из норм права, найти решение, которое должно быть принято в данном частном случае.
Нельзя надеяться приспособить при помощи
этого метода мусульманское право к нуждам
современного общества. Однако эта задача
не занимала докторов ислама. Таким образом,
к рациональным способам развития права
ислам относится с большой подозрительностью
и обычно их осуждает. В частности, не допускается,
чтобы личное мнение верующего (раи) могло
служить основой решения по мусульманскому
праву; обоснования решения с ссылками
на разум или справедливость также недостаточно,
чтобы придать ему необходимый авторитет
и основание, в силу того, что мусульманское
право имеет основу не рациональную, а
религиозную и божественную.
2.5. Фирманы
и кануны
И наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов- фирманов. В последующем в некоторых мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.3
По содержанию все нормы мусульманского права его доктрина подразделяет на две основные группы. Первая включает предписания, содержащие оценку того или иного поступка человека. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий и поступков мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально- религиозный смысл.
В этом отношении все поступки принято делить на пять категорий:
- обязательные;
- рекомендуемые;
- дозволенные;
- порицаемые, но не влекущие за собой применения наказания;
- запрещенные и подлежащие наказанию;
А единственным основанием отнесения деяний людей к той или иной категории выступает религиозный критерий- отношение к ним шариата, выражающего в конечном счете "волю Аллаха". Без такого сопоставления, полагают мусульманские юристы, поступки человека сами по себе не могут быть определены в понятиях добра и зла. Хорошими считаются те действия, которые не противоречат воле Аллаха и одобряются им. А плохими такие, которые он порицает.
Ко второй группе относятся нормы, формулирующие правила поведения в предельных ситуациях, а также определяющие условия и последствия деяний. Примером могут служить предписания, в соответствии с которыми за умышленное убийство предусмотрена смертная казнь, или договор, заключенный умолешенный, признается ничтожным и т. п.
Позитивное мусульманское право в значительной
мере носит казуальный характер и представляет
собой совокупность решений крупнейших
правоведов по конкретным делам. Особенностью
структуры мусульманского права является
то, что все выводы одной школы, содержащиеся
в канонизированных трудах юристов, признаются
в равной степени действительными, хотя
и могут противоречить друг другу.
3
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО
ПРАВА К СОВРЕМЕННОМУ
ОБЩЕСТВУ
Направление и глубина воздействия мусульманского права на современное правовое развитие того или иного государства обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Нельзя поэтому игнорировать очевидных различий в позициях, которые занимает мусульманское право в правовой надстройке отдельных стран. Например, наиболее широко оно продолжает применяться в странах Аравийского полуострова и Персидского залива, сохраняя свои позиции и действуя универсально в своем традиционном виде.