Мусульманское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будет рассматриваться правовая система, которая основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Мусульманское право относится к так называемым религиозным правовым системам. В его основе лежит система вероучения ислама. Ислам является (наряду с христианством и буддизмом) одной из трех мировых религий и имеет последователей почти во всех странах мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3 стр.
Мусульманское право………………………………………….. 3 стр.
Основные черты мусульманской правовой системы….. 3 стр.
Источники мусульманского права……………………….. 4 стр.
Право мусульманских стран: право арабского халифата.. 8 стр.
Заключение………………………………………………………. 19 стр.
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

кр-игпз.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

7). Судебный процесс. Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и со ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или, по крайней мере, смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийстве). Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мусульманское право возникло как часть религии  ислама в период становления феодального государства на западе Аравийского полуострова. Главная особенность мусульманского права – идея его божественного происхождения. Нормы в мусульманском праве неизменны, поскольку законодательной властью обладает только Аллах. Люди же обязаны подчиняться установленным законам. Воля Аллаха записана в Коране, являющемся божественным откровением. Однако правила, записанные в Коране, нуждались в разъяснении. Поэтому были созданы дополнительные источники права.

Все отрасли  мусульманского права опираются  на религиозные догмы. В первую очередь  это касается вопросов личного статуса. Поскольку право тесно связано с религией, правовые нормы и нормы морали также неотделимы друг от друга. Это отражается и в структуре правовой системы (деление всех поступков на пять категорий).

В настоящее время мусульманское  право в том или ином объеме действует более чем в тридцати странах, в том числе и в России. Его влияние в мире весьма значительно. Поэтому изучение мусульманского права имеет большое значение с политической, культурной и международной точек зрения. Изучение различных аспектов и составных частей мусульманского права позволяет глубже понять его природу, а значит, и определить его место в дальнейшем развитии, как отдельных мусульманских стран, так и общества в целом.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С./ Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. – 2001.

2. Васильев Л.С. /История религий востока. – М., 1983.

3. Венгеров А.Б./ Теория государства и права/ Учебник для юр. вузов. - М.:Новый Юрист, 2000.

4. Ким Г. Ф. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Москва. "Наука". 2004

5. Климович Л. И.Книга о Коране. Его происхождение и мифология. 1987

6. Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов, М.: Юрист, 2003.

 


Информация о работе Мусульманское право