Мусульманское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будет рассматриваться правовая система, которая основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Мусульманское право относится к так называемым религиозным правовым системам. В его основе лежит система вероучения ислама. Ислам является (наряду с христианством и буддизмом) одной из трех мировых религий и имеет последователей почти во всех странах мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………. 3 стр.
Мусульманское право………………………………………….. 3 стр.
Основные черты мусульманской правовой системы….. 3 стр.
Источники мусульманского права……………………….. 4 стр.
Право мусульманских стран: право арабского халифата.. 8 стр.
Заключение………………………………………………………. 19 стр.
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

кр-игпз.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………. 3 стр.
  2. Мусульманское право………………………………………….. 3 стр.
    1. Основные черты мусульманской правовой системы….. 3 стр.
    2. Источники мусульманского права……………………….. 4 стр.
    3. Право мусульманских стран: право арабского халифата.. 8 стр.
  3. Заключение………………………………………………………. 19 стр.
  4. Список литературы……………………………………………… 20 стр.
  5.  
  6. ВВЕДЕНИЕ

В данной работе будет рассматриваться правовая система, которая основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Мусульманское право относится к так называемым религиозным правовым системам. В его основе лежит система вероучения ислама. Ислам является (наряду с христианством и буддизмом) одной из трех мировых религий и имеет последователей почти во всех странах мира. При этом более чем в тридцати странах мусульманами является подавляющее большинство населения. Мусульманское право неразрывно связано с религиозными нормами, охватывающими все сферы жизни мусульманского общества. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, мусульманское право можно изучать, только имея хотя бы минимальное общее представление об этой религии и об этой цивилизации. С другой стороны, мусульманское право стоит в центре всей религиозной системы ислама.

Изучение мусульманского права имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Являясь одной из мировых религий, ислам оказывает существенное влияние на внутриполитическое развитие мусульманских стран, а также на развитие международных отношений. Изучение мусульманского права является весьма актуальным, особенно в современных условиях в связи с усилением глобальных интеграционных процессов в политике, экономике и других сферах жизни.

  1. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО
    1. Основные черты мусульманской правовой системы

Правовые системы 45 афро-азиатских государств  (от  Марокко  до Индонезии)   относятся  к  мусульманской  правовой  системе.  Наиболее мусульманскими  считаются  33  страны  ( Иран,  Афганистан,   Турция, государства  Арабского востока,  Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.)  Здесь  более  80%  населения  является  мусульманами,  а  ислам провозглашен в конституциях государственной религией.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.  Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.1 Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом.  Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими норма­ми. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе государство выполняет  роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.

    1. Источники мусульманского права

 Коран. Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г. г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так, мы ниспослали его как арабский судебник".

Коран состоит  из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть  положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Сунна. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих  жизнь Мухаммеда, его слова и  дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

Иджма. Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

Такой способ развития норм мусульманского права получил  название "иджтихад". Правомерность  иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Большая роль иджмы  в развитии шариата состояла в  том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Кияс. Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Но в руках  мусульманских судей, кияс часто  становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями - ханифатами.

В качестве дополнительного  источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).

 Фирманы, кануны. И, наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем, в других мусульманских государствах, с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права, стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.

    1. Право мусульманских стран: право арабского халифата

Хотя шариат не знал как такового деления права  на отдельные отрасли, все же  гражданско-правовые отношения, в частности  право собственности, договорное и  деликтное право, получили в нем  заметное развитие.

1). Право  личного статуса. Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело.

Поскольку согласно религиозным представлениям шариата  субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.

2). Правовое  регулирование имущественных  отношений. Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего, в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т.д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего неверным, был спорным и трактовался по-разному в различных мазхабах. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государственное имущество, земли принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли непригодные для обработки и т.п.

Информация о работе Мусульманское право