Монархия как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства, данная тема не теряет своего значения и в наше время, не смотря на тысячелетнюю основу (Рим, Китай, государства Древнего Востока).
В современной отечественной теории государства и права актуализация данной темы связана с первоначальным разрушением российской государственности, кризисом верховной власти, недоверия к ней широких слоев населения и поиском оптимальной формы политической организации общества.
Задача курсовой работы состоит в раскрытии достоинств и недостатков данной формы правления, признаков и видов монархии на примере некоторых из них. Отметить сущность монархической формы правления, дать определение этой форме правления. Кроме того, проанализировать виды монархических форм правления и сравнить некоторые между собой. Говоря о предмете данной работы, обозначим его следующим: монархия - как форма государственного устройства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
1. Понятие и сущность монархии………………………………………..... 5
1.1. Признаки монархии как формы правления ……….………...… 7
1.2. Достоинства и недостатки монархической формы правления. 7
2. Виды монархий как формы правления. …........................................... 10
2.1. Абсолютная монархия…………………………………………….. 10
2.2. Ограниченная монархия ……………………………….……….... 12
2.2.1. Дуалистическая монархия…………………………….....… 12
2.2.2. Парламентарная монархия…………………………...….… 13
2.3. Исторические виды монархий……….………………...……….… 14
3. Монархические государства современности………………..……..… 19
Заключение........................................................................................................ 24
Список использованных источников.......................................................... 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать)
n="justify">     Одним из достоинств монархии является возможность  принятия оперативного решения в  случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр будут видеть в талантливом министре или генерале конкурента, следовательно, будут всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны это угроза отречения, а гибель страны гибель династии.

     Можно с уверенностью сказать, что в государственных делах монарх много мудрее, опытнее, дальновиднее, чем президенты демократических стран. Можно ли сравнивать многоопытного царя с президентом, вчерашним актером или бизнесменом? Пройдет год-два, пока президент более или менее войдет в курс дела, за четыре года власти президент едва-едва начинает понимать, что к чему, но тут подходят новые выборы и очередной президент начинает руководить страной. Временно избранный президент не может рассчитывать на долговременные программы, ибо у другого президента могут оказаться совсем иные планы.6

     Главный недостаток династической монархии случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала, сосредоточив вокруг себя все величие. Павел был полной противоположностью своей матери. Павел принес с собой на престол "не столько обдуманных мыслей, сколько накипевших при крайней неразвитости, если не при полном притуплении политического сознания и гражданского чувства, и при безобразно исковерканном характере горьких чувств".7 Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности.

     Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

     Оба эти недостатка можно устранить  составными политическими системами, в которых монархия не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами аристократией или демократией.

     По  мнению некоторых ученых, при монархии больше теоретической возможности для возникновения диктатуры.8

 

  1. ВИДЫ МОНАРХИЙ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
 

     Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная. 

     2.1. Абсолютная монархия  

      представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления – отсутствие, каких–либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Часто в качестве иллюстрации абсолютной монархии, приводят формулу петровского Воинского устава, артикул 20 которого гласит: «Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский Государь, по своей воле и благомнению управлять».9

     Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного экономически господствующего класса.10 Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления.  

     Большому  государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной Классического абсолютизма. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.

     В эпоху Просвещения существовал  принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип реализуется в абсолютизме.

     Облики  абсолютных монархий могут быть различными в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. – боярская монархия, в XVIII в. чиновничье-дворянская, а в начале XX в. – шаг в направлении к буржуазной монархии.

     В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.11

     Особую  разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. 

     2.2. Ограниченная монархия 

     Способы, формы ограничения власти монарха  в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху  феодализма) и конституционная в двух разновидностях – дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).

     Ограничение власти монарха связано с развитием  товарно-денежных отношений, которые  подорвали корни замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно – представительная монархия – форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).12

     Конституционная монархия возникает в период становления  буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить. 

     2.2.1. Дуалистическая монархия  – является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время такая форма правления практически себя изживает, но существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.13 

     2.2.2. Парламентарная монархия  более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции.

     В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.14 
 

     2.3. Исторические разновидности монархий 

     В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные. 

     Патриархальная  монархия (традиционная)

     Она характерна для традиционных обществ  и прямо происходит из развития семейного  принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих поданных.

     Патриархальная  монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом так она и воспринимается в христианском богословии.  

     Сакральная  монархия это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.15  

     Древневосточная монархия

     Организация  государственной  власти  в  странах  Древнего  Востока (Египет, Вавилон, Ассирия,  Китай,  Индия и др.)  называют  восточной деспотией.

     Деспотия  (греч.  despotéia неограниченная  власть) форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

     Следует  отметить,  что  деспотическое  правление  в  чистом   виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и  не  на  всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных  государств  была иногда ограничена элементами республиканского правления:

    • в древнем Шумере избрание правителя советом старейшин и контроль над ним со стороны народного собрания и совета знати;
    • в древней Индии наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.

Информация о работе Монархия как форма правления