Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 17:47, контрольная работа
Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства. Не могу не оговориться, что это определение не является общепризнанным.
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
3. РЕЖИМ ПОЛЕТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ И СУВЕРЕННОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ИНОСТРАННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ НА ПОВЕРХНОСТИ
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ
В соответствии
с принципом свободы полетов
в международном воздушном
Государства обязаны осуществлять контроль за соответствием зарегистрированных в нем воздушных судов требованиям безопасности полетов и за соблюдением ими международных норм. Это относится не только к летательным аппаратам, но и к аэропортам и другим структурам обслуживания.
Особое значение в наше время приобрела борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской -авиации. Конвенция по морскому праву 1982 г. содержит ряд статей, относящихся к воздушному пиратству. Под последним понимается любой неправомерный акт насилия, задержания, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частного летательного аппарата. Этот акт совершается в международном пространстве и направлен против другого морского или воздушного судна либо лиц или имущества, находящихся на их борту (ст. 101).
В отношении
пиратства установлена
Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. установила универсальную юрисдикцию в отношении перечисленных в ней актов. Любое государство обязано либо судить, либо выдать совершивших их лиц. Соответствующие положения включаются и в двусторонние соглашения о воздушном сообщении, например, в соглашение России с США 1986 г. В данном случае мы наблюдаем весьма распространенное в международном праве явление, пересечение двух отраслей - международного воздушного права и международного уголовного права.
Юрисдикция государства в своем воздушном пространстве
Юрисдикция государства определяется его территориальным верховенством. Воздушное пространство - часть территории государства. Его граница представляет вертикальную плоскость, начинающуюся от линии границы. В соответствии с Воздушным кодексом, России принадлежит полный и исключительный суверенитет над ее воздушным пространством.
Из сказанного
следует, что пользование воздушным
пространством государства
В соответствии
с Законом о Государственной
границе РФ пересечение границы
допустимо в местах, определяемых
международными договорами РФ либо решениями
Правительства, которые также устанавливают
порядок следования от границы до
пунктов пропуска и в обратном
направлении. Пунктом пропуска является
аэропорт, открытый для международных
полетов. При полете в воздушном
пространстве РФ, включая транзит, воздушным
судам запрещается посадка в
немеждународных аэропортах, залет
в запретные для полетов
Исключение из общих правил сделано для случаев вынужденного влета в воздушное пространство РФ в силу чрезвычайных обстоятельств. В таких случаях командир судна обязан немедленно сообщить о случившемся администрации ближайшего аэропорта и действовать в соответствии с полученными указаниями.
В целях обеспечения
безопасности границы существенными
полномочиями наделены Войска противовоздушной
обороны. Они контролируют соблюдение
правил пересечения границы; пресекают
незаконное пересечение границы
или нарушение порядка
При осуществлении своих функций Войска ПВО имеют право использовать имеющиеся в их распоряжении средства для опознания воздушных судов даже за пределами территориальных вод РФ, но до границ других государств, при возникновении угрозы незаконного пересечения границы РФ; принимать меры по предупреждению или прекращению незаконного пересечения границы; приглашать членов экипажа незаконно пересекших границу судов для выяснения обстоятельств и передачи их органам дознания и следствия.
Государства довольно рано осознали необходимость унификации национальных норм относительно правил воздушных перевозок. Уже в 1929 г. большое число государств подписали Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. В дальнейшем к ней присоединился и СССР.' В последующие годы в Конвенцию вносились изменения и дополнения.
Конвенция посвящена унификации правил, относящихся к документам о воздушной перевозке и ответственности перевозчика. Определены реквизиты, которые должны содержать билет и багажная квитанция. В результате они обрели международный' стандарт. Одновременно установлено, что утеря документов не влияет на действительность договора перевозки.
Определена ответственность перевозчика, который отвечает за всякий ущерб, причиненный пассажиру или грузу, а также за опоздание. Установлена предельная сумма ответственности. Всякая оговорка, клонящаяся к ограничению ответственности, объявлена недействительной. Иск об ответственности может быть предъявлен либо в стране перевозчика или по месту нахождения его агентства, с которым был заключен договор, либо перед судом места назначения. Здесь мы видим пример взаимодействия международного воздушного права и гражданского процессуального права. Значительное место в системе национального воздушного права занимают унифицированные международными договорами нормы гражданского права, например, фрахт и аренда воздушных судов, ответственность за вред, причиненный иностранным судном третьим лицам на поверхности, страхование.
Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует).
Конвенция применяется к случаям причинения ущерба на территории участника Конвенции воздушным судном, зарегистрированным в другом государстве-участнике.
Право на возмещение ущерба возникает только при условии доказательства, что этот ущерб причинен воздушным судном, находившимся в полете, либо лицом или предметом, выпавшим из него.
Однако право на возмещение отпадает, если ущерб не является прямым следствием происшествия, в результате которого причинен ущерб, или если ущерб является результатом простого факта пролета воздушного судна через воздушное пространство в соответствии с существующими правилами воздушного движения.
Обязанность возместить ущерб, возлагается на эксплуатанта воздушного судна — лицо, которое использует воздушное судно в момент причинения ущерба, причем, если контроль над навигацией воздушного судна сохраняет за собой лицо, от которого прямо или косвенно исходит право пользования воздушным судном, такое лицо считается эксплуатантом.
Зарегистрированный собственник воздушного судна считается эксплуатантом и как таковой несет ответственность, если только в процессе установления ответственности он не докажет, что эксплуатантом являлось другое лицо, и не примет соответствующие меры к тому, чтобы это лицо выступило в качестве стороны в процессе.
Лицо не несет ответственности, если:
а) ущерб является прямым следствием вооруженного конфликта или гражданских волнений либо если такое лицо было лишено возможности использовать воздушное судно в силу акта государственной власти;
б) докажет, что данный ущерб был причинен исключительно в результате вины лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов.
Если лицо, которое несет ответственность, докажет, что причинению ущерба способствовала вина лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов, то возмещение уменьшается в той степени, в какой такая вина способствовала причинению ущерба. Однако такое освобождение от ответственности или ее уменьшение не применяется, если в случае вины служащего или агента лицо, которому причинен ущерб, докажет, что его служащий или агент действовали вне пределов своих полномочий.
Если лицо, которому причинен ущерб, докажет, что он был причинен в результате преднамеренного действия или бездействия эксплуатанта или его агентов, совершенных с целью причинения ущерба, ответственность эксплуатанта является неограниченной при условии, что служащий или агент действовал при исполнении своих служебных обязанностей и в пределах своих полномочий.
Если какое-либо
лицо незаконно завладевает
В единогласно принятых резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г., 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г. и 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г. указывается, что космическая деятельность государств должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания. Договор по космосу 1967 года установил, что космическая деятельность осуществляется в соответствии с международным правом, включая Устав ООН. Отсюда следует, что к космической деятельности применимы общие принципы права. Одним из таких принципов является принцип равноправия государств. Одной из целей ООН, согласно ее Уставу, является развитие дружественных отношений между народами на основе уважения, принципа равноправия. Пункт 1 ст. 2 Устава гласит: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов”.
Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств, вне зависимости от уровня их экономического и научно-технического развития, как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением.
Принцип равноправия нашел отражение в Договоре по космосу, в преамбуле которого говорится о том, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития, а в ст. I устанавливается, что космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел. “Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Все члены ООН должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН (п. 4 ст. 2 Устава ООН)” Устав ООН также постановляет, что все международные споры государства — члены ООН должны разрешать мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а споры и расхождения по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.
Действующие соглашения в области космического права не только основываются на этих общепризнанных принципах, но и углубляют их применительно к отдельным аспектам космической деятельности.
Статут Международного Суда ООН относит к вспомогательным источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов.
Информация о работе Международное воздушное и космическое право