Методы государственного управления в России в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Вторая половина XIX в. стала важным этапом в развитии российской государственности. Феодально-крепостнический строй к середине XIX в. полностью исчерпал все свои ресурсы. Стала пробуксовывать созданная Николаем I бюрократически-полицейская система управления. Усиление реакционного курса во внутренней политике не снизило нарастание антиправительственных настроений в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Методы государственного управления в первой половине XIX века…4
Методы государственного управления во второй половине XIX века…6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

НОВЫЙ8.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУБЫ ПРИ ПРИЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

НИЕГОРОДСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ 

Факультет очного обучения

Кафедра истории государства и права 
 
 

Контрольная работа

на  тему «Методы государственного управления в России в 19 веке» 
 
 
 
 
 

Направление подготовки/ГМУ

                                                                                                 Выполнил(а):студент Гб-311

                                                                        Докукина В.А.

                                                                                          Научный руководитель:

                                                                                              к.и.н., доцент Акимова Е.А. 
 
 
 
 

г.Нижний Новгород

2012г.

  ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. Методы государственного управления в первой половине XIX века4
  2. Методы государственного управления во второй половине XIX века6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….9

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            ВВЕДЕНИЕ 

     Вторая  половина XIX в. стала важным этапом в развитии российской государственности. Феодально-крепостнический строй к середине XIX в. полностью исчерпал все свои ресурсы. Стала пробуксовывать созданная Николаем I бюрократически-полицейская система управления. Усиление реакционного курса во внутренней политике не снизило нарастание антиправительственных настроений в обществе. Отставание от передовых капиталистических стран в экономической и социально-политической сферах привело к сокрушительному поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.). сменивший Николая I в феврале 1855 г. новый император Александр II (1855-1881 гг.) отчётливо понимал необходимость либеральных реформ в различных областях государственной и общественной жизни. Кредо его царствования стала знаменитая фраза: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу». Цель преобразований в государственном аппарате заключалась в том, что приспособить систему государственного управления к потребностям капиталистической модернизации страны.

     Во  внутренней политике России второй половины XIX в. выделяются два этапа:

     Первый  этап – подготовка и осуществление  реформ 1860 –1870-х гг. – был связан с деятельностью императора Александра II и так называемых либеральных бюрократов, сторонников реформ из рядов чиновничества;

     Второй  этап – этап контрреформ – начался  после трагической гибели Александра II и прихода к власти его сына Александра III (1881-1894 гг.) и характеризуется усилением консервативных тенденций во внутренней политике самодержавия, частичным пересмотром реформ предыдущего царствования.

1. Методы государственного управления в первой половине XIX века.

 

     Первая  половина XIX в. включает в себя два  царствования: Александра Павловича I (1801–1825 гг.) и Николая Павловича I (1825–1856 гг.).

     В 1801 в результате дворцового переворота императором становится старший  сын Павла I Александр. В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий  тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных обещаний, отдельных уступок и даже преобразований.

       Став императором, Александр I опирался на своих близких молодых сподвижников: В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, П.А. Строганова, А. Чарторыйского, советовался с “друзьями юности”, объединил их в “негласный комитет”, который не имел официального статуса государственного учреждения, но оказал сильное влияние на изменения в управлении империей.

     Гораздо большее значение имел учрежденный  Манифестом от 8 сентября 1802 г. Комитет министров — новый орган управления. Он начал оформляться в связи с созданием министерств, пришедших на смену коллегиям, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти. В отличие от коллегий, министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. В 1802 г. было образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Функции министерств были обширными и часто выходили за рамки их названий. Так, Министерство внутренних дел кроме организации и поддержания общественного порядка управляло ещё промышленностью и строительством. Министерство просвещения кроме руководства образовательными учреждениями (от начальных училищ до университетов), управляло музеями, типографиями, библиотеками, занималось подготовкой кадров для госаппарата, осуществляло цензуру.

     Министры  назначались и смещались императором  и несли ответственность только перед ним.

     Одновременно  с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г., запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был вновь преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение с некоторыми административными функциями. Главным же органом управления стал, по сути, Комитет министров.

     Согласно  проекту Сперанского, 1 января 1810 года был создан Государственный совет, заменивший совет Непременный. Председателем его являлся император. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек. При Госсовете действовала Государственная канцелярия, которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность. При Гос. канцелярии действовала Государственная типография.

     В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и  сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ и трактующих деятельность Сперанского как антигосударственную. В результате в марте 1812 г. он был отстранён от дел и сослан в ссылку. На этом фактически реформы государственного управления при Александре закончились.

     Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной  сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.  

2. Методы государственного  управления во  второй половине  XIX века. 

     Во  второй половине XIX в. продолжали функционировать Государственный совет, Комитет министров, Сенат, Синод, Собственная Е.И.В. канцелярия, некоторые высшие комитеты.

     Государственный совет сохранил значение высшего законосовещательного учреждения и прежнее организационное устройство. Особенно велика была его роль в подготовке и проведении реформ 60 – 70-х гг. XIX в. отчасти это объяснялось тем, что его председателем в 1865 –1881 гг. являлся брат Александра II великий князь Константин Николаевич, возглавлявший чиновничью группировку либеральных бюрократов.

     Другим  высшим законосовещательным и административным учреждением являлся Комитет министров. Он был более узким по составу органом. В его ведении находились дела по всем вопросам министерского управления, об учреждении акционерных обществ, по надзору за деятельностью государственного аппарата. В 60 – 80-х гг. XIX в. к Комитету министров был присоединён ряд высших комитетов: Сибирский, Еврейский, Западный, Комитет железных дорог, Комитет по делам Царства Польского и др. На пост председателя Комитета министров назначались опытные чиновники, занимавшие ранее министерские и иные высокие должности: А.Ф. Орлов (1856-1861 гг.), Д.Н. Блудов (1862-1864 гг.), П.П. Гагарин (1864-1872 гг.), П.Н. Игнатьев (1872-1879 гг.), П.А. Валуев (1879-1881 гг.), М.Х. Рейтерн (1881-1886 гг.), Н.Х. Бунге (1887-1895 гг.), И.Н. Дурново (1895-1903 гг.), С.Ю. Витте (1903-1906 гг.).

     В период подготовки реформ возник новый  высший государственный орган –  Совет министров. Неофициально он заседал с 1857 г., официально же с ноября 1861 г. Совет министров состоял из министров, главнокомандующих, председателей Комитета министров и Государственного совета и ряда близких к императору лиц. Его председателем был сам император. Совет министров определял важнейшие направления внутренней политики: рассматривал проекты реформ и иных преобразований, годовые отчёты министров и т.д. Расцвет деятельности Совета министров приходился на 1857 – 1862 гг., в 1870-х гг. он собирается крайне не регулярно, а с 1882 г. его деятельность была прекращена.

     Высшим  органом суда и надзора по-прежнему оставался Сенат. В 1866 г. были открыты кассационные департаменты Сената – Уголовный и Гражданский, рассматривавшие жалобы и протесты по поводу нарушений форм судопроизводства.

     Радикальным преобразованиям подвергались и  Собственная Е.И.В. канцелярия. 6 августа 1880 г. упраздняется Третье отделение. Второе (кодификационное) отделение было передано в ведение Государственного совета, а Четвёртое преобразовано в самостоятельный высший орган – Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии.

      Во  второй половине XIX в. продолжался рост численности работников государственного аппарата. В 1886 г. принимается Устав о службе по определению от правительства.

     В XIX в. окончательно сложилась система чинопочитания. Но наиболее ярко она отразилась в титуловании. К чиновникам 1-го (канцлер) и 2-го (действительный тайный советник) классов по «Табели о рангах» обращались – «Ваше высокопревосходительство», 3-го (тайный советник) и 4-го (действительный статский советник) классов – «Ваше превосходительство», 5-го класса (статский советник) – «Ваше высокородие», 6-го (коллежский советник), 7-го (надворный советник) и 8-го (коллежский асессор) классов – «Ваше высокоблагородие», 9-го (титулярный советник), 10-го (коллежский секретарь), 13-го (провинциальный секретарь и сенатский или синодский регистратор) и 14-го (коллежский регистратор) классов – «Ваше благородие».

     В конце XIX в. управление Российской империей представляло собой огромную государственную, сословную, иерархизированную бюрократическую пирамиду с императором на вершине, самый многочисленный в мире административный аппарат (более 450 тыс. чиновников), жесткую и централизованную вертикаль исполнительных органов, подконтрольные и ограниченные элементы многосословного земского и городского общественного управления.

Информация о работе Методы государственного управления в России в 19 веке