Место и роль государства в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий «государство» и «политическая система», определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 66.48 Кб (Скачать)

    Политическая  система состоит из противоположных  сторон, находящихся в отношениях противоречия. Решение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития. Разрешение внутренних противоречий не означает их ликвидацию путем уничтожения одной из противоборствующих сторон, а обретение этой стороной новых качеств, новых форм движения. В качестве примера может выступить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества - между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности.  Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.

    Внутренние  противоречия политической системы, а именно политический конфликт, политический кризис, социально-политический кризис для демократической политической  системы  вполне  допустимы  и  конституционны.

    Именно  поиск выходов из этих противоречий и объясняет закономерности развития самой политической системы общества.

    Противоречия  субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в общество моралью, законностью, правопорядком, разрешаются путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения согласия между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизни общества - реальный процесс, соотносящийся с внутренним и внешним порядком.

    Это процесс, обусловливающий закономерность развития политической системы. [8]

    Таким образом, в свете исторического  опыта становится все более ясным, что демократическая  политическая  система  -  это  организация  легальной, опирающейся на законы и подконтрольный  обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и  способна содействовать реализации общих интересов. [См.: 9, с. 141- 145] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Место и роль государства  в политической системе  общества
 

    Характеризуя  роль и место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно  -  в любой стране и на любом этапе развития  общества  -  выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя  различные слои населения.

    В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. [6]

    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и  свобод человека  и гражданина - обязанность государства, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. [1]

    Проявляли себя и в конституционных актах других государств. Народ при этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается  реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами  внутренней  и  внешней политики.

    Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то  есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики. [6]

    Особое  место и роль государства в  политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые  ресурсы. В некоторых странах  оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.

    Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства. [5]

    Однако, как считают отечественные правоведы, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство  в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

    Основное  отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах-полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких  средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации,  кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

    Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в  интересах всех членов общества. [10]

    Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному – путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного  контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.[15]

    Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило  их правом издания юридических актов.

    Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один  из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене. [11]

    Итак, государство и общественные объединения - это самостоятельные части политической системы. Они  обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

    Функционирование  политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.

    Конечно, названные  особенности не исчерпывают  всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве,  а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества. [См.: 11, с. 207 - 211] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач курсовой работы можно сделать следующие  выводы.

    Понимание государства, его сущности  и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.

    Демократическая политическая система - это организация  легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и  способна содействовать реализации общих интересов.

    Государство занимает  центральное место в  политической и общественной жизни  любой страны. Это подтверждается следующим:

    1. Государство выступает прежде  всего в качестве альтернативы  в борьбе  между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого  общества и делает это и сегодня, можно сказать, что в этом смысле государство «дало» жизнь политической системе общества.

    2. Государство можно рассматривать  как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается в политическую систему общества.

    3. Государство стало первым результатом  политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы определенных групп или слоев. Государственность - форма бытия  классового общества.

    4. Государство - важнейший интегрирующий  фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

    5. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в   изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть мет обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

    Таким образом, в различных сферах жизни  общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

    То  же самое можно сказать и об отдельных государственных органах: парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п.. Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им  нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных  целей.

Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества