Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:20, реферат
Романо-германская правовая семья сформировалась прежде всего на базе римского права, и в последующем - на основе правовых реформ, инициированных Наполеоном I. В нее входят правовые системы стран континентальной Европы и большинства бывших колоний этих стран. Основные принципы этой правовой семьи оказывали огромное влияние и на российское право на разных этапах его развития. В настоящее время континентальная модель местного управления (самоуправления) получила распространение в большинстве стран мира.
Основные принципы организации
местного самоуправления во Франции
были заложены еще в конце XVIII - начале
XIX веков. Они существенно отличались
от тех принципов, которые лежали
в основе организации местного самоуправления
в Великобритании, США и других
странах англосаксонской
Романо-германская правовая семья сформировалась прежде всего на базе римского права, и в последующем - на основе правовых реформ, инициированных Наполеоном I. В нее входят правовые системы стран континентальной Европы и большинства бывших колоний этих стран. Основные принципы этой правовой семьи оказывали огромное влияние и на российское право на разных этапах его развития. В настоящее время континентальная модель местного управления (самоуправления) получила распространение в большинстве стран мира.
Характерные черты этой модели следующие:
- сочетание на местах
прямого государственного
- использование принципов
выборности и назначаемости
- наличие контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны представителей центральной администрации;
- унифицированный и подробно
регламентированный статус
- местное сообщество и
нация принципиально
Необходимо отметить, что
в средние века Франция имела
достаточно развитую систему местного
самоуправления, особенно в городах.
Если в сельской местности административно-
По мере укрепления королевской
власти положение местных
- Старинные провинции
были ликвидированы. Вместо
- Департаменты управлялись
генеральным советом и
- Было реформировано и
управление в коммунах (общинах).
Новые коммуны создавались на
базе всех городских поселений.
- В коммунах с применением
имущественного ценза
- Позднее мелкие коммуны были упразднены и слиты в особые округа - кантоны.
- Полномочия органов местного
управления были достаточно
Однако процесс
Региональные и местные власти были поставлены под надзор правительственных комиссаров, которые могли мешать и арестовывать их представителей. В разгар революции Конвент пошел на крайние меры, практически уничтожив выборность местных должностных лиц. В период якобинской диктатуры вновь была проведена тотальная чистка органов местного управления.
Свержение якобинцев не изменило
эту сторону политики центрального
правительства. Директория присвоила
себе право назначать всех должностных
лиц в кантонах. Конституция V года
ликвидировала генеральные
Только июньская монархия
(1830-1848 гг.) попыталась оживить деятельность
местных территориальных
Основы современной системы организации местных властей были - заложены в Третьей Республике Законом об организации департаментов от 10 августа 1872 г. и Законом о коммунах от 5 апреля 1884 г. Закон 1871 г. предусматривал проведение выборов в генеральный совет, которые (впервые) обязательно должны были быть прямыми, всеобщими и равными. Генеральный совет, являясь представительным органом, принимал во время своих сессий основные решения. Из своего состава члены генерального совета избирали департаментальную комиссию, принимавшую решения в перерывах между сессиями (генеральный совет имел право собираться лишь два раза в год, на определенное время), а также председателя совета. Функции председателя оставались преимущественно представительскими; исполнительным органом генерального совета являлся префект департамента, окончательно объединивший полномочия представителя правительства и представителя де - партаментальной ассамблеи. Подобная зависимость была закреплена списком полномочий. Префект составлял проект департаментального бюджета и обладал двумя основными правами: составление порядка дня и право абсолютного вето.
Организация коммуны, предусмотренная законом 1884 г., включала следующие элементы: муниципальный совет избирался путем прямых равных всеобщих выборов. Из своего состава совет избирал мэра, являющегося исполнительным органом, и его заместителей. Мэр одновременно являлся представителем правительства в коммуне и в этом качестве непосредственно подчинялся префекту департамента. Префект департамента осуществлял априорный контроль над решениями муниципального совета; в ряде случаев он имел право приостанавливать полномочия совета; в ряде случаев он имел право приостанавливать полномочия мэра и выполнять его функции. Наконец, именно префект распределял между коммунами основную часть государственных субсидий.
Все перечисленные положения действовали до 80-х гг. XX века с незначительными изменениями и с перерывом, связанным с установлением режима Виши (1940-1944 гг.).
Современная Франция - одна из немногих стран мира, где существует четыре уровня управления: коммунальное, департаментское, региональное, национальное.
Основой местного управления (самоуправления) являются коммуны, которых в 1989 г. было 36394, причем 22731 из них имели численность менее 500 человек. Из общего числа коммун 35 в 15 департаментах имели количество жителей не более 16 человек. Парадоксальным является то, что из названных 35 коммун, 12 имели менее 9 жителей, а по закону они должны избирать совет численностью 9 человек.
Страна разделена также на 96 департаментов, а они, в свою очередь, - на 325 округов и 4016 кантонов. Кроме того, существуют еще 5 заморских департаментов, а также 22 региона в самой Франции и 4 заморских региона.
Коммуны - это городские
и сельские поселения, общими признаками
которых являются: территория, название,
главный город (если коммуна сельская),
статус юридического лица. Крупные
городские коммуны
Коммуны сформировались исторически,
некоторые - еще во времена Римской
империи. Они имеют свои традиции,
к ним привязано местное
Все коммуны имеют в
качестве правительственных органов
советы (9-69 советников), срок полномочий
которых составляет 6 лет. Эти полномочия
могут быть прекращены досрочно по
инициативе или самого совета (коллективная
отставка), или административного
суда (кассация выборов), или правительства
(декрет Совета министров). В зависимости
от числа избирателей советы формируются
посредством различных
Коммунальную администрацию традиционно возглавляет мэр. Он и его заместители избираются коммунальным советом в ходе тайных мажоритарных выборов. Если два тура выборов не определяют победителя, проводится третий тур, где действует принцип относительного большинства. Если и в нем соперники набирают одинаковое число голосов, победителем становится старший по возрасту. Долгое время мэры, как и муниципальные советники, работали безвозмездно, но сейчас, в связи с возросшей сложностью и масштабом деятельности, их должность стала оплачиваемой.
Мэр продолжает считаться
не только деятелем местного управления,
но и представителем государственной
власти, чиновником, исполняющим распоряжения
правительства. Он обязан информировать
о решениях коммунальной администрации
префекта департамента. Однако с 1982 г.
последний не может своей властью
отменить распоряжение мэра, ему разрешено
только опротестовать его через
административный суд. Таким способом
была расширена самостоятельность
глав коммунальной администрации, смягчен
правительственный контроль над
ними. Это еще более укрепило традиционно
высокий престиж должности
Мэры коммун исполняют следующие обязанности:
- председательствуют на
заседаниях коммунального
- исполняют его постановления;
- руководят коммунальным хозяйством, устанавливают контакты с частным сектором;
- руководят полицией (в небольших коммунах);
- назначают тех должностных
лиц коммунальной
- представляют коммуну во взаимоотношениях с другими властными структурами.
В статусе коммуны сохраняются
некоторые архаические черты. Так,
недостаточно дифференцирован статус
мелких и крупных коммун. Им запрещается
выступать с политическими
- Создаются специализированные
и многоцелевые синдикаты
Информация о работе Местное управление и самоуправление во Франции