Механизм современного российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является, раскрыть основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в своей работе я рассмотрю само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования. Вторая глава моей работы посвящена основным государственным органам в механизме государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие механизма (аппарата) государства и назначение механизма государства 4
Понятие и структура Механизма государства 4
Понятие и признаки государственных органов 8
Принципы деятельности государственных органов 14
ГЛАВА II. Механизм современного российского государства 20
2.1. Законодательные (представительные) органы 20
2.2. Исполнительные органы 24
2.3. Судебные органы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

      Органы  государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

     Первичным и наиболее важным структурным звеном государственного аппарата является государственный  орган, т.е. элемент механизма государства, который имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействующий с другими элементами механизма, образующими единое целое. Как видно из определения государственный орган имеет определенные признаки:

  • образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе, т.е. образование и компетенция государственного органа определяются законодателем. Компетенция государственного органа – это совокупность его государственно-властных правомочий, т.е. его права и обязанности. При этом как отмечает В.С. Несесянц: «права государственного органа (учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. В свою очередь, обязанности, возложенные в установленном правом порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать (в установленном порядке) соответствующие действия государственно-властного характера».
  • орган государства, действуя специализированно в системе других органов, является самостоятельным элементом государственного аппарата;
  • Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
  • Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными;
  • Органы государства обладают властными полномочиями, которые определяются их компетенцией;
  • Органы государства имеют внутреннее строение. Они состоят из структурных подразделений, которые осуществляют те или иные функции и реализуют цели, ради которых они образованы;
  • Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник государственного финансирования;
  • Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы

Рассматривая  признаки  можно отметить что, наделение  государственных органов полномочиями государственно-властного характера  является наиболее существенным признаком  государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет  провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Государственные органы можно классифицировать по различным  видам и по различным основаниям. Рассмотрим основные классификации:

    • по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. Исходя из этого, государственные органы подразделяются на: законодательные (представительные), исполнительные и судебные;
    • по порядку осуществления компетенции различают единоличные и коллегиальные, при этом единоличный орган  отличается от должностного лица государства не являющегося государственным органом тем, что в первом компетенция должностного лица и государственного органа совпадают;
    • по характеру полномочий государственных органов выделяют органы общей компетенции и органы специальной компетенции;
    • по структуре или способу организации государственные органы можно поделить на простые, не имеющие внутреннего подразделения, и сложные, обладающие соответствующей структурой   организаций;
    • по территориальному признаку государственные органы делятся на федеральные, органы субъектов федерации и местные, при этом органы, называющиеся органами местного самоуправления, обычно не являются государственными и не входят в систему органов государства. Но, как правило, они не только осуществляют местное самоуправление, но и выступают как специфические элементы механизма государственной власти, поскольку по закону наделяются отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.  
    • по способу возникновения государственные подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями;
 
    1. Принципы  деятельности государственных  органов 
 

      Под принципами организации и  деятельности  государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые  идеи  и положения, лежащие  в основе  его  построения  и  функционирования.  Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение,  основные  цели  и задачи государственного аппарата. Принципы организации и деятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались и  претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственного механизма. Одни из них, касающиеся в основном  деятельности государственных аппаратов многих стран, приживались и развивались. Другие, относящиеся чаще  всего  к процессу организации  и деятельности государственных аппаратов отдельных стран, по мере происходящих изменений отпадали.

      Так, например, совсем до недавнего времени, а именно – до распада СССР в советской политико-юридической теории  и  практике  в  качестве  наиболее важных принципов организации и деятельности  государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства;  подчинение аппарата политике; принцип широкого участия масс  в управлении делами общества и государства, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма; гласности; социалистической законности; интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей;  научного  планирования,  координации,  учета  и   контроля деятельности аппарата и др.

      Однако  после распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме России за последние  годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали. Вместо них официально стали декларироваться другие, отвечающие новым экономическим и социально-политическим условиям жизни общества.

      Вместе  с  тем  независимо от  особенностей отдельных  государств  и происходящих в низ изменений в организации и деятельности  государственных аппаратов разных стран имеются общие принципы. Это не означает, разумеется, что они всегда не только формально провозглашаются, но и полностью реализуются. Трудно назвать государство, в котором бы  все или хотя бы основные принципы организации и деятельности  государственного  аппарата  не только  декларировались  теоретически,  но  и  полностью  реализовались   бы практически. Однако,  тем  не  менее,  общие  принципы, а точнее – общие требования, предъявляемые к процессу организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, существуют и в той или иной  мере реализуются.

      Среди такого рода принципов следует назвать:

      1. принцип приоритета прав человека;

      2. принцип законности и конституционности;

      3.  принцип  соблюдения  высоких   этических   требований   членами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльности;

      4. принцип гласности, обеспечивающий  информационность  населения   о происходящих государственно-правовых процессах.

      Данные  и другие им  подобные  принципы  находят  свое  законодательное закрепление в конституционных актах и в специальных законах.

      Одним из таких принципов является принцип законности и конституционности организации и деятельности государственного аппарата. Следует заметить, что, обладая не  только  юридическим, но и политическим характером, законность и  конституционность выступают как основной метод функционирования различных государственных органов и организаций. Применительно к деятельности государственного аппарата разных стран законность и конституционность означают осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в  строгом соответствии с действующей  конституцией, обычными законами и подзаконными актами, согласно установленной в законодательном порядке компетенции.

      Принцип законности  и  конституционности  означает  также  обеспечение строгого и неуклонного исполнения подчиненными им органами, организациями и учреждениями действующих нормативно-правовых актов, борьбы с коррупцией, а также со всякого рода  нарушениями  прав и свобод  граждан, общественных организаций, трудовых коллективов.

      Следует заметить, что законности и  конституционности  как  явления  и понятия вне  связи с конкретным обществом и государством не существует.  Это абстракция.   Законность и конституционность всегда соотносятся с определенными типами  государства  и  права,  с  определенным  характером  и уровнем развития общества.

      Исходя  из этого, в  отечественной и зарубежной  научной литературе законность и конституционность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому   и социалистическому типам государства и права.

      Несмотря  на то, что социалистический («коммунистический») тип государства и права практически не состоялся, в юридической и, отчасти, политологической  литературе  вопросы   (социалистической) законности и конституционности получили, пожалуй, наиболее обстоятельное  теоретическое обоснование.

      Основу  любой законности и конституционности составляют  конституции различных государств, а также законы, принятые в их развитии.  Наличие четкого, хорошо развитого, отвечающего непрерывно изменяющимся и все более возрастающим требованиям практичес54ой  жизни законодательства является принципиально важным и необходимым  условием последовательного укрепления законности и конституционности в деятельности как отдельных государственных органов, так и всего государственного механизма в целом.

      Строгое и неуклонное соблюдение законности и конституционности  должно быть непременным требованием, принципом деятельности не только государственных, но и негосударственных органов, учреждений и организаций. Конституция Россия, равно как и конституции других государств, закрепляет положение, согласно которому все государственные органы,  государственные  и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать конституцию и все изданные на ее основе и в ее развитие законы. Все  партийные органы и организации, равно как и все политические  и  общественные  движения  также обязаны действовать в рамках конституции и других законов.

      В числе важнейших принципов организации  и деятельности государственных аппаратов разных стран, наряду с принципами-требованиями оптимальности их построения, эффективности функционирования, политической лояльности, законности и конституционности, огромное значение имеют принципы требования, касающиеся высокого профессионализма государственных служащих разных рангов, а также соблюдения ими соответствующих этических норм.

      Проблемы  профессионализма и этики государственных служащих практически всегда стояли и стоят на  повестке дня с момента образования любого государства. Они всегда остаются весьма острыми проблемами. Вокруг них постоянно велись жаркие, нескончаемые споры.

      Одна  из причин этого состоит в том, что от профессионального и этического уровней чиновников, особенно высших  рангов,  во  многом  зависит характер деятельности, стиль и уровень эффективности самого государственного аппарата, состояние дел в обществе  и  государстве. Вполне понятно поэтому, что чиновничество всегда находилось  под критическим  оком широких слоев населения.

Другая  причина подобных споров состоит в  том, что нигде  в мире и никогда чиновничество вполне сознательно и добровольно не  признавало свое профессиональное  или  этическое  несовершенство. Естественно, что самый благоприятный для себя образ оно пытается  создавать и у «опекаемого»  им населения. И, кстати,  как было  подмечено исследователями  разных  стран, далеко не всегда безуспешно.

Информация о работе Механизм современного российского государства