Механизм современного российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является, раскрыть основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в своей работе я рассмотрю само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования. Вторая глава моей работы посвящена основным государственным органам в механизме государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие механизма (аппарата) государства и назначение механизма государства 4
Понятие и структура Механизма государства 4
Понятие и признаки государственных органов 8
Принципы деятельности государственных органов 14
ГЛАВА II. Механизм современного российского государства 20
2.1. Законодательные (представительные) органы 20
2.2. Исполнительные органы 24
2.3. Судебные органы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.doc

— 177.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА I. Понятие механизма (аппарата) государства и назначение механизма государства           4

    1. Понятие и структура Механизма государства    4
    2. Понятие и признаки государственных органов    8
    3. Принципы деятельности государственных органов    14

ГЛАВА II.  Механизм современного российского государства   20

      2.1. Законодательные (представительные) органы    20

      2.2. Исполнительные органы        24

      2.3. Судебные органы         29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ         35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования  появились около пяти тысяч лет  назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться в глубь веков то становится ясно, что государство –  это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ.

      В процессе развития человечества развивалось  и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство  является государством социальным соединяющим  все группы населения, наций и  народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.

      Целью  данной работы является, раскрыть  основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в своей работе я рассмотрю само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования. Вторая глава моей работы посвящена основным государственным органам в механизме государства.  
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. Понятие механизма (аппарата) государства и назначение механизма государства

    1. Понятие и структура механизма государства 

      Прежде  всего, необходимо понять являются ли понятия механизм государства и  государственный аппарат тождественными. Так что же такое механизм государства? Вот какое определение дает Дмитриев Ю. А.:

      Механизм  государства — это система государственных органов, призванных осуществлять государственно-политическую власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.1 Следует добавить, что эта система связана иерархической соподчиненностью и правомочна совершать действия, составляющие монополию государства.2 Механизм государства включает в себя совокупность органов государственной власти, т.е. тот особый слой людей, которые обеспечивают исполнение полномочий государственных органов, осуществляя профессиональную деятельность и которых называют чиновниками или служащими.

      Понятие государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле взгляд  на государственный аппарат как на совокупность всех государственных органов идентично понятию механизма государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно – распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле «государственный аппарат» используют в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата употребляют как адекватное понятию механизма государства.

      Исходя  из названий понятий «аппарат» и  «механизм» можно сделать вывод, что система государственных  органов воспринимается как нечто  механическое, как технический механизм «модель и образец для конструирования и работы государственной машины»3.  Для того чтобы разобраться так ли это, необходимо обратиться к определению понятия государства. Понятие государства на разных этапах развития общества определялось по-разному. Аристотель считал, что государство — это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. А для Цицерона государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой.

     Русские юристы давали следующие определения: Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка – так определяет государство Л. Гумплович. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактует государство Г.Ф. Шершеневич. Общественный союз, представляющий собою, признанное принудительное властвование над свободными людьми, так определяет государство Н.М. Коркунов. Н.Н Деев4 дает следующее определение государства: «Государство — социально-организационный институт, представляющий собой систему взаимодействия многообразных социальных общностей и аппарата», т.е. государственный аппарат это рабочий орган государства. Соответственно этим определениям можно сделать вывод, что государство это не механически-техническое образование, а социальное. «Оно строится, структурируется и действует по законам и правилам не механики и техники, а права, выражающего степень и меру развитости свободы людей»5.

      Таким образом, государственный аппарат (механизм) можно понимать как организованные группы граждан, которые в определенном правовом порядке наделяются государственно-властными полномочиями и осуществляют их.

      Изучение  понятия механизма государства  определяется раскрытием  его характерных  черт или признаков, которые помогают отличать это понятие от негосударственных  структур в политической системе общества и от отдельных государственных органов. К данным признакам относятся:

  1. Механизм (аппарат) государства — это единная система государственных органов, проникнутая единством принципов его организационной деятельностью, закрепленных в Конституции РФ, и федеральных законах.
  2. Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это сложная структура, отражающая то определенное место, которое в ней занимают различные органы, их соотношение и взаимодействие.
  3. Механизм государства неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Так функции реализуются через государственный механизм, который в свою очередь зависит от того, какие функции выполняет государство, и соответственно именно функции государства определяют структуру, развитие, и содержание деятельности тех или иных органов государственного аппарата.
  4. Для обеспечения своей деятельности государственный аппарат обладает необходимыми материальными средствами, без которых не может функционировать ни одно государство.
  5. Все органы государственного механизма имеют определенную компетенцию, т.е. совокупность его прав и обязанностей. При этом необходимо отметить что права государственного органа  одновременно и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами.

Таким образом, можно дать следующее определение  механизму современного государства:

          Механизм современного государства – это пронизанная  едиными, принципами, закрепленными законодательно, основанной на разделении властей, располагающая необходимыми материальными дополнениями система государственных органов, обладающих определенной компетенцией, осуществляющая задачи и функции государства.

      Рассматривая  данный вопрос,  необходимо более подробно остановится на структуре механизма (аппарата) государства, рассмотрев его теоретические основы и практический пример России.

     Органы  законодательной власти занимают центральное  звено в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. По мнению Д. Локка "законодательная власть  по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества  проистекают из нее и подчинены ей".6

     Органы  законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начинания государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, что в следствии, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

     Главенствующее  положение законодательных органов  в механизме государства обуславливает  высшую юридическую силу принимаемых  ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

     При этом, сосредоточив в себе законодательные  функции, законодательная власть нередко  передает часть из них другим, подконтрольным ей  органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств зачастую вынуждены в силу самых разных причин поручать подготовку и принятие тех или иных  актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

     Следует отметить, что несмотря на монопольное  положение в области правотворчества , высший законодательный орган, особенно в парламентских  республиках, подвержен  довольному эффективному воздействию  со стороны  правительства. Нередко правительство сосредотачивает  в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента.

   Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане более независим. Законодательная инициатива в данном случае принадлежит в основном депутатам, однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом  законы, а  также может выступать  с инициативой созыва специальных сессий Конгресса. 

    1. Понятие и признаки государственных  органов
 

     Механизм  государства, как уже было сказано  выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым важным, этого механизма является орган государства.

     Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.7

Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

     Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

Орган государства  имеет собственную структуру, устанавливаемую  законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

     Каждый  орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

     Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Свою компетенцию  государственные органы  могут реализовывать в трех формах:

  1. путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);
  2. путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
  3. путем осуществления организационной деятельности.

Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все структурные  элементы государства, обладают рядом  признаков:

  1. Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
  2. Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и  дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;
  3. Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;
  4. Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов.  Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;
  5. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).
  6. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
  7. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
  8. Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;

Информация о работе Механизм современного российского государства