Механизм правового воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Данная тема является актуальной, так как развитие теории государства и права в современных условиях осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, совершенствование законодательства, приведение юридических норм в соответствии новым уровнем, достигнутым нашим обществом, во-вторых, повышение эффективности действия уже существующих норм права. Последняя задача обусловливает необходимость дальнейшего изучения механизма правового регулирования. Требуется непрекращающаяся работа по совершенствованию правовой надстройки общества с учетом основных тенденций развития государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1. Понятие механизма правового воздействия на общественные отношения…………………………………………………………………………5
2. Стадии, элементы правового регулирования………………………...10
3. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия……………………………………………………………………....15
4. Эффективность правового регулирования…………………………...22
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы ……………………………………27

Работа содержит 1 файл

Механизм правового воздействия.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными  компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, должны фиксироваться на уровне нормативных, а не правоприменительных актов – это важный момент. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель – свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе. 

Правовое поощрение – это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.  

Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

1. Оно связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности; заслужить – означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.

Заслуга – это добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения. Заслуга является основанием для применения поощрительных мер точно так же, как основанием для применения мер наказания выступают правонарушения. Более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения.

2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.

3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения. Поощрение – разновидность одобрения. Если последнее – родовое понятие (более широкое), то первое – видовое. Для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения – юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимости от степени заслуг.  

4. Поощрение взаимовыгодно для общества и субъекта, осуществляющего его, сочетает различные интересы, удовлетворяя благоприятными последствиями. Это одно из немногих юридических средств, активно и ненавязчиво «работающее» на общий интерес.

5. «Поощрение – юридический стимул, причем, как правило, самый действительный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект»[16]. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении поощряемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.  

Правовое ограничение – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Это установление в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это исключение определенных возможностей в деятельности лиц.

«Общие признаки правовых ограничений заключаются в следующем:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;             

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны»[17].

Правовые ограничения, как и правовые стимулы, различны. Классификации их во многом схожи, ибо в процессе правового воздействия взаимодополняют друг друга. Так, в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция).

Сущности правовых стимулов и ограничений проявляются наиболее полно в поощрениях и наказаниях. Далеко не случайно слово «стимул»в словарях толкуется подчас как поощрение, а понятие «поощрение» употребляется в паре с «наказанием».                                                         

 

 

 

 

 

4. Эффективность правового регулирования

«Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правого регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие»[18].

Термин «эффективность», собственно, означает свойство кого или чего-либо, приводящее к нужным результатам. Эффективность – это степень реализации социальной ценности правовых стимулов и правовых ограничений, как они удовлетворяют интересы людей и, в конечном счете, как упорядочивают общественные отношения. Здесь социальная ценность, а вернее, ее использование и эффективность соотносятся как процесс и результат. Если социальная ценность отвечает на вопрос: что ею удовлетворяется, какие интересы, то эффективность – как это сделано, в какой мере данные интересы удовлетворены? Эффективность - своего рода «производительность труда» социальной ценности правовых стимулов и правовых ограничений, их продуктивность, коэффициент полезного действия. 

Условия эффективности являются обстоятельства, с одной стороны способствующие наибольшей реализации ценности права, позволяющей полнее удовлетворять интересы людей, а с другой, этой ценности, по ее использованию.

К условиями эффективности правовых стимулов и правовых ограничений можно, в частности, отнести: адекватность правовых стимулов и правовых ограничений (формы) интересам, мотивам и установкам (содержанию); совершенство законодательства и правоприменительной деятельности; уровень правовой культуры общества и отдельной личности; состояние законности; создание конкретной, четкой, понятной и доступной каждому гражданину систему стимулов и ограничений в праве; индивидуальный и дифференцированный подходы к их реализации, системное единство, комплексность в использовании данных юридических средств и т.д.

В силу того, что правовое стимулирование и правовое ограничение могут осуществляться как на нормативном, так и на правоприменительном уровне, эффективность подобных стимулов и ограничений зависит не только от качества их правотворчества оформления, но и от особенностей деятельности самого государственного органа, степени профессиональной подготовки лиц, применяющих те или иные юридические средства и т.п.    

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, то есть повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу. 

Совершенствование правоприменения «дополняет» действительность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизма правового регулирования. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент; который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своим силами процессу удовлетворения интересов.

Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращаются зачастую в формализм, а провоприменение без нормативного (без общих правил) – в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение – учет конкретной обстановки,  своеобразие каждой юридической ситуации.    

Оптимальные сочетания разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых норм средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта»[19].    

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования.

Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочнению ее правового статуса.        

 

 

 

 

Заключение

В заключении необходимо сделать следующие выводы. Во-первых, правовое воздействие выступает в качестве части системы социального регулирования общественных отношений. Основным элементом управляющей и управляемой системы выступают люди, а управление сводится к тому, что одни из них воздействуют на сознание и поведение других.

Во-вторых, понятие «воздействие» по объему болеет широкое, чем «регулирование», ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей. Следовательно, не нужно сводить правовые средства и формы влияния права на общественные отношения только к правовому регулированию.

В-третьих, выделяют следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования: 1) норма права; 2)юридический факт или фактический состав с таким решающим показателем, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение; 4)акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В-четвертых, правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Правовые стимулы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозицию), поощрение (санкция).

В-пятых, правовое ограничение – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Это установление в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это исключение определенных возможностей в деятельности лиц.

В-шестых, эффективность – это степень реализации социальной ценности правовых стимулов и правовых ограничений, как они удовлетворяют интересы людей и, в конечном счете, как упорядочивают общественные отношения. В свою очередь, эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правого регулирования и стоящей перед ним целью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бахрах Д.Н. Правовые льготы. Справедливость и право. – Свердловск, 1999. – 375 с.  

2. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. – 2-е изд., исправ. и доп. М.: Манускрипт, 1996. – 312 с.

3. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательство БЕК, 2006. – 224 с..

4. Малько А.В. Стимулы и ограничения  в праве. – М., 2005. – 326 с.

5. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М.: Издательство «Зерцало», 2007. – 656 с.

6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1994. – 360 с.

7. Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система // Право и политика. 2006. № 11. С. 17-19.

8. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. – М., 2001. – 244 с.

9. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права» Учебный курс. – М.: Право и государство, 2006. – 304 с.

10. Сапун В.А. Инструментальная теория права и юридической науке // Современное государство и право: Вопросы теории и истории.- Владивосток, 1997. С. 18-21.

11. Смоленский М.Б. Теория государства и права. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 288 с.

12. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. – 702 с.

13. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2006. – 768 с.

Информация о работе Механизм правового воздействия