Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:59, контрольная работа
Данная тема является актуальной, так как развитие теории государства и права в современных условиях осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, совершенствование законодательства, приведение юридических норм в соответствии новым уровнем, достигнутым нашим обществом, во-вторых, повышение эффективности действия уже существующих норм права. Последняя задача обусловливает необходимость дальнейшего изучения механизма правового регулирования. Требуется непрекращающаяся работа по совершенствованию правовой надстройки общества с учетом основных тенденций развития государства.
Введение…………………………………………………………………....3
1. Понятие механизма правового воздействия на общественные отношения…………………………………………………………………………5
2. Стадии, элементы правового регулирования………………………...10
3. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия……………………………………………………………………....15
4. Эффективность правового регулирования…………………………...22
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы ……………………………………27
3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Шифр ______________
Курс _____________
Дисциплина ______________________________
Вид работы ______________________________
Вариант ______________________________
Тема работы ______________________________
Фамилия Имя Отчество______________________
______________________________
Адрес заочника______________________
Фамилия рецензента____________________
Дата проверки______________________
Результат рецензирования________________
Подпись рецензента____________________
Оренбург – 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Понятие механизма правового воздействия на общественные отношения………………………………………………………
2. Стадии, элементы правового регулирования………………………...10
3. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия…………………………………………………
4. Эффективность правового регулирования…………………………...22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………27
Введение
Данная тема является актуальной, так как развитие теории государства и права в современных условиях осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, совершенствование законодательства, приведение юридических норм в соответствии новым уровнем, достигнутым нашим обществом, во-вторых, повышение эффективности действия уже существующих норм права. Последняя задача обусловливает необходимость дальнейшего изучения механизма правового регулирования. Требуется непрекращающаяся работа по совершенствованию правовой надстройки общества с учетом основных тенденций развития государства.
Кроме того, в юридической литературе тема правового регулирования не является новой. В 60-х гг. проявился повышенный интерес к этой проблеме, который объясняется необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества, важностью выяснения его воздействия на общественные отношения, на сознания и поведение людей, рассмотрение соотношения воздействия и регулирования, анализа особенностей, специфичности элементов механизмов правового регулирования.
Значительная роль в механизме правового воздействия принадлежит правосознанию, правовой культуре, правовым принципам и правотворческому процессу и собственно механизму правового регулирования. Правовые явления, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на сознание и поведение людей, образуют целостную систему, действуют не изолированно, а в комплексе.
В последнее время в теории государства и права появился ряд направлений, исследующих новые возможности права как одного из эффективных средств научно обоснованного и социального управления. Научно-техническая революция выдвинула в традиционных областях правового регулирования новые актуальные задачи. Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их классово-волевая, сущность, структура, классификация и система, их объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, юридическая техника и т.д. недостаточно разрабатывались такие важные вопросы, как механизм социального действия права, его место в системе регуляторов социальных процессов, социально-психологические аспекты правового регулирования.
Целью нашего исследования является анализ механизма правового воздействия на общественные отношения. Для исследования данного вопроса необходимо решить следующие теоретические задачи:
во-первых, дать понятие механизма правового воздействия на общественные отношения;
во-вторых, выявить стадии и элементы правового регулирования;
в-третьих, рассмотреть правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия;
в-четвертых, проанализировать эффективность правового регулирования.
1. Понятие механизма правового воздействия на общественные отношения
Право является важным средством регулирования взаимоотношений индивидов, социальных групп, всего общества в целом, в нем закрепляются права и свободы личности, оно само выступает как социальная ценность. «Основное назначение права – организовать отношение граждан, их поведение, учитывая их индивидуальные потребности, направить действия членов общества в русло общественных интересов»[1].
Правовое воздействие выступает в качестве части системы социального регулирования общественных отношений. Основным элементом управляющей и управляемой системы выступают люди, а управление сводится к тому, что одни из них воздействуют на сознание и поведение других.
Правовому воздействию в системе управления обществом принадлежит особое место, так как оно «представляет собой один из важных организационных факторов, направленных на обеспечение эффективности практической деятельности людей»[2]. Задачи социального, в первую очередь государственного, управления не могут быть решены без анализа специфического воздействия на общественные отношения – нормативно правового регулирования. В немалой степени этому способствует системно-структурный анализ государственно-правовых явлений, который с успехом применяется в области права.
Исследование отношения правового воздействия и правового регулирования требует уточнение понятий «регулирование» и «воздействие», так как в юридической литературе справедливо обращается на неравнозначность этих категорий. Термин «регулирование» произошел от лат. «regulo» - «правило» и обозначает упорядочение, налаживание, привидение чего-либо в соответствии с чем-либо. Термин «воздействие» - означает влияние на что-либо при помощи системы действий. Смысловая нагрузка у этих двух категорий близка, частично совпадает, но неоднозначна. Понятие «воздействие» по объему болеет широкое, чем «регулирование», ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей. Следовательно, не нужно сводить правовые средства и формы влияния права на общественные отношения только к правовому регулированию.
В юридической литературе одни исследователи включают в правовое регулирование все виды воздействия права на сознание и поведение людей, другие выводят за его приделы идеологию, воспитание.
Первые под правовым регулированием понимают правовое воздействие, т.е. совокупность различных видов и форм явления права на общественные отношения, на поведение и сознание людей. Следует согласится с мнением вторых, которые считают, что «правовое регулирование – это воздействие права на общественные отношения при помощи системы специальных юридических средств, ибо не каждая правовая категория непосредственно регулирует общественные отношения, но можно с уверенностью сказать, что любая из них не может оказывать на данный институт общего воздействия»[3]. Этот вывод важен не только в теоретическом, но и в практическом плане, ибо такой подход позволяет точно определить место и функциональную роль того или иного элемента в системе юридической надстройки общества и использовать его по назначению с наибольшей пользой.
Правовое воздействие – это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)[4].
Для того чтобы понять механизм правового воздействия как систему, необходимо рассмотреть каждый из его элементов, описать его структуру, выделить то главное, что находится в механизме, вычленить, образно говоря, его «мотор», ядро. Понятие структуры той или иной системы охватывает ее строение, изменение взаимодействий ее элементов, поведение и развитие в целом.
Проводимое разграничение между взаимодействием и регулированием, следовательно, позволяет выяснить место и роль каждого элемента и механизма правового регулирования в общей системе механизма правового воздействия, определить связи и взаимодействие между этими элементами.
Юридические нормы являются базой правового регулирования, тем, с чего начинается правовое воздействие. Процесс правообразования оказывает идеологическое воздействие на жизнь общества. Не только информация о подготавливаемых законопроектах, но даже сам факт назревшей потребности правового регулирования, изменения в правосознании ориентирует граждан на определенный образ поведения.
Под правовым регулированием общественных отношений мы понимаем лишь одну из форм воздействие права на общественные отношения – воздействие при помощи специфических правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации.
По мнению Н.И. Матузова, «механизм правового регулирования в узком смысле слова включает только то, без чего невозможно регулирование общественных отношений, а именно жесткое и властное их нормирование государством, законом. В широком же смысле механизм правового регулирования охватывает всю совокупность правовых явлений, действующих в обществе и оказывающих то или иное влияние на сознание и поведение субъектов (механизм юридической надстройки)»[5]. Следовательно, Н.И. Матузов под механизмом правового регулирования в узком смысле – механизм правового воздействия. По нашему мнению, сам термин «регулирование» можно с полным основанием отнести лишь к праву как системе норм и некоторым другим специфическим правовым средствам (правоотношения, актам реализации норм права), а термин «воздействие» - как к перечисленным выше, так и ко всем другим правовым явлениям и категориям. Нельзя согласиться с пониманием регулирования общественных отношений как жесткого и властного их нормирования государством, законом. Оно далеко не тождественно принуждению, жесткому и властному предписанию. Правовая норма представляет собой модель отношений, в которой общественные интересы сочетаются с интересами общества, причем право широко использует такие средства воздействия на поведение людей, как стимулирование, поощрение, предоставление прав и др. О подобном регулировании вряд ли можно говорить как о «жестком и властном», поскольку правовая норма тождественна приказу. Жесткое и властное нормирование поведения людей закреплено в большей степени в правоохранительных нормах и правоотношениях, возникающих в результате правонарушений, но этим, конечно же, правовое регулирование не исчерпывается.
В общем идеологическом воздействии можно выделить следующие каналы:
- информационный (право как разновидность нормативной информации);
- ценностно-ориентировочный (воздействие права как социальной ценности на общественные отношения).
Если рассматривать механизм правового воздействия в статическом состоянии, то его понятие, по существу, совпадает с категорией «правовая надстройка», под которой понимают всю совокупность юридических явлений, вырастающих над экономическим базисом. Но, если статистика правовых явлений изучена относительно полно, то их динамика, действие, функционирование – еще недостаточно. В тех случаях, когда они анализируются как элементы механизма правового воздействия, внимание сосредоточивается на динамической характеристике этих явлений, на взаимодействии и соотношении всех правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие. Следовательно, механизм правового воздействия раскрывает структурные особенности правовой надстройки, рассматриваемой в движении, в динамике.
В правовой науке существует и более широкое понимание механизма действия норм права – как всей совокупности взаимосвязанных элементов и процессов влияния правовой реальности на общественные отношения, на поведение людей и деятельность их организаций. В этом случае внимание концентрируется на изучение закономерностей социальной активности людей в правовой сфере, социально-психологических факторов действия права в обществе. Следует отметить, что при таком подходе учет социально-психологических аспектов права будет способствовать повышению эффективности правового регулирования.
Правовое воздействие на общественные отношения не может быть безграничным, ибо право не может быть выше, чем экономической строй и обусловленное им культурное развитие общества, а воздействовать правом лишь в той мере, в какой действия людей подвластны их сознанию. Общепризнано, что люди, помимо своих действий, совершенно не существуют для закона.
2. Стадии, элементы правового регулирования
Потребность в различных правовых средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления.
Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования: 1) норма права; 2)юридический факт или фактический состав с таким решающим показателем, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение; 4)акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).