Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа
Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Понятие и структура механизма правового регулирования 5
1.1Понятие и предмет правового регулирования…………………………….5-9
1.2 Понятие механизма правового регулирования………………………...10-15
1.3 Структура механизма правового регулирования 16-20
Глава 2. Пределы и эффективность правового регулирования 21-23
Заключение 24-25
Список литературы 26-27
В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие
механизма правового
Анализируя сказанное, по нашему мнению,
для механизма правового
В механизме правового
В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод – это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы – это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.11
Следовательно, процесс правового
регулирования в каждом конкретном
случае различен – в зависимости
от выполнения правовых обязанностей
- добровольно или под
Существенное значение для понимания
правового регулирования имеет
его предмет или сфера
Предметом правового регулирования
являются разнообразные общественные
отношения, которые объективно, по своей
природе, могут поддаваться нормативно-
Из сказанного можно сделать
вывод, что понятие механизма
правового регулирования
Рассмотренная позиция понимания
механизма правового
Каждый механизм действует на своей
стадии правового регулирования
- правотворчестве, правореализации
и применении юридической ответственности
– и характеризуется
Таким образом, механизм правового
регулирования – сложное
Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров. Определенные теоретические обобщения по данной проблеме были проведены Явичем, а несколько позднее В.М. Горшеневым.
По мнению Н.Г. Александрова, звеньями
механизма правового
1) установление правового
2) придание известным видам
3) установление моделей
4) установление мер правовой
охраны и юридической
Определенный вклад в
Но свое развернутое обоснование
данная идея при
обрела в работах профессора С.С. Алексеева.
Предложенная им конструкция в последующем
не претерпела существенных изменений.
В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования:
1) юридические нормы;
2) правовые отношения;
3) акты реализации прав и
Такое представление о структуре
механизма правового
1) норма права;
2) юридический факт или
3) правоотношение;
4) акты реализации прав и
5) охранительный
На первой стадии формируется
правило поведения, которое направлено
на удовлетворение тех или иных интересов,
находящихся в сфере права
и требующих их справедливого
упорядочивания. Здесь не только определяется
круг интересов и соответственно
правоотношений, в рамках которых
их осуществление будет
На второй стадии происходит
определение специальных
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.
Акт применения права представляет
собой основной элемент совокупности
юридических фактов, без которого
не может реализоваться конкретная
норма права. Он всегда носит решающий
характер, ибо требуется в самый
«последний момент», когда уже есть
в наличии другие элементы фактического
состава. Так, для осуществления
права на поступление в вуз
акт применения (приказ ректора о
зачисления в студенты) необходим
тогда, когда абитуриент представил
в приемную комиссию требуемые документы,
сдал вступительные экзамены и прошел
по конкурсу, т.е. когда уже имеются
три других юридических факта. Акт
применения скрепляет их в единый
юридический состав, придает им достоверность
и влечет возникновение субъективных
персональных прав и обязанностей,
преодолевая тем самым
Это является лишь функцией
специальных компетентных органов,
субъектов управления, а не граждан,
которые не обладают правомочиями применять
нормы права, не выступают правоприменителями,
а следовательно, в данной ситуации
не смогут собственными силами обеспечить
удовлетворение своих интересов. Только
правоприменительный орган
Третья стадия – установление
конкретной юридической связи с
весьма определенным разделением субъектов
на управомоченных и обязанных. Иначе
говоря, здесь выявляется, какая
из сторон имеет интерес и
В любом случае речь идет
о правоотношении, которое возникает
на основе норм права и при наличии
юридических фактов и где абстрактная
программа трансформируется в конкретное
правило поведения для
Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:
1. соблюдении;
2. исполнении;
3. использовании.
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению18.
При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.
При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.
Анализ перечисленных форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов.
Пятая стадия – является факультативной.
Она вступает в действие тогда, когда
беспрепятственная форма