Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Понятие и структура механизма правового регулирования 5
1.1Понятие и предмет правового регулирования…………………………….5-9
1.2 Понятие механизма правового регулирования………………………...10-15
1.3 Структура механизма правового регулирования 16-20
Глава 2. Пределы и эффективность правового регулирования 21-23
Заключение 24-25
Список литературы 26-27

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 50.02 Кб (Скачать)


Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Понятие и структура механизма правового регулирования 5

1.1Понятие и предмет  правового регулирования…………………………….5-9

1.2 Понятие механизма правового регулирования………………………...10-15

1.3 Структура механизма правового регулирования 16-20

Глава 2. Пределы и эффективность правового регулирования 21-23

Заключение 24-25

Список литературы 26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовое регулирование  в российском обществе  - важное условие  создания стабильного правового  порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех  прав, свобод и законных интересов  граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие  социальные цели правового регулирования  преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для  прогрессивного развития и процветания  общества.

Мы живем в стране, где право  является особым и главным государственным  регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается  такая организованность общества, при  которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Наличие правового регулирования  просто необходимо для обеспечения  и гарантирования в нормативном  порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает  из ряда предпосылок, например таких  как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного  действия в обществе экономических  и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового  регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни  и жизни людей.

Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и  законности.

Данная работа состоит  из введения, двух глав и заключения. Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового  регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • необходимо изучить такой правовой институт как правовые средства: их понятие и виды;
  • исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
  • для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и структура  механизма правового регулирования

1. Понятие и предмет  правового регулирования

Правовое регулирование  понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит  государству, его законодательным  и исполнительным органам. Именно они  принимают наибольшую часть действующих  в обществе норм права. Активную правотворческую  деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать  и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции  издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой  выступают граждане, общественные организации, иные негосударственные органы и  учреждения, разрабатывает и принимает  свой устав.

Правовое регулирование  осуществляется с определенными  и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические  цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного  правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных  обеспечить защиту и охрану от нарушений  тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие  социальные цели правового регулирования  преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для  прогрессивного развития и процветания  общества. 1

Функционирование права  в обществе, его реализация выражается в правовом регулировании, под которым  понимается осуществляемое при помощи системы особых юридических средств  воздействия на общественные отношения. Общей юридической целью правового  регулирования является создание в  обществе стабильного правопорядка, а также системы органов, способных  этот правопорядок поддерживать и защищать. Правовое регулирование преследует и общую социальную цель: создание необходимых условий для поступательного  развития общества.

Предметом правового регулирования  являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения - значит вводить  их в определенные рамки, способствовать их развитию. Однако правовому регулированию  подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает  влияние на интересы других людей. Правом не регулируются мыслительная, психическая  деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек  реализует свои собственные интересы, знания, умения способности, не вторгаясь  в сферу интересов иных лиц, государства  и общества в целом. Он действует  как бы в одиночестве, дистанцируясь  от общества и его членов.

Иное дело, когда человек, иное лицо своими действиями вторгается в сферу интересов другого  лица, государства или общества. Например, собственник товара выносит  его на продажу и составляет конкуренция  другим продавцам. Предприятие загрязняет атмосферный воздух, водные источники, причиняет иной вред окружающей среде. В этих и других случаях происходит столкновение интересов разных лиц. Продавцы не жалуют своего конкурента и понуждают его угрозами или  даже насильственным путем покинуть рынок. Население заводского района требует приостановить производственную деятельность предприятия, наносящего вред природе.

Основным средством согласования таких противоречивых интересов  граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений  на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и  предметом правового регулирования  выступает не любая взаимосвязь  людей и иных лиц, а только такая, которая затрагивает интересы других лиц, порождает между ними устойчивую связь в форме общественного  отношения. И правом регулируется не деятельность, а социальная связь  между лицами, порожденная их деятельностью. Ибо общественное отношение понимается, как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.

Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее  время весьма сложна и многообразна. Ее можно подразделить на три большие  сферы: экономическую, политическую и  социальную.

Экономические отношения  характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные  органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности  государства, граждан и их объединений  на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную  совокупность отношений, в которые  вступают граждане, государственные  органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. Эти  отношения захватывают сферу  оплаты труда наемных работников, налоговых и иных обязательств, предоставления кредитов. Сюда же входят все виды рыночных отношений, связанных с продажей и обменом товаров.

Политические отношения  охватывают всю сложную и многообразную  систему отношений, в которую  вступают граждане, государство, его  органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов  отношений: 1) отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных  властных полномочий; 2) отношение государства  и его органов на международной  арене; 3) отношения, в которое вступает государство и его органы с  гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и  свобод (формирования представительных органов государства, проведения референдумов, обсуждения важнейший законопроектов и др.); 4) отношения между государством и его органами с общественными  объединениями и политическими  партиями; 5) отношения между классами, иными слоями общества, возникающие  в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность  влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных обязательных решений. 2

Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему экономических  и политических отношений. Это, в  частности, общественные связи, существующие между гражданами и образовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения  гражданами общего и профессионального  образования, медицинской помощи, занятия  спортом, наукой и искусством. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные  отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательного права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные имущественные  отношения между супругами, их детьми и другими родственниками. Право  регламентирует круг потенциальных  участников правоотношений, определяет их признаки; указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм; определят варианты возможной или требуемой деятельности; содержит требования к объектам правовой деятельности.

Правовое регулирование  следует отличать от правового воздействия  в целом. Правовое воздействие - более  широкое понятие. Оно включает в  себя регулирование поведения и  воздействия на сознание человека, на его установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо действий, предусмотренных  правом. Однако его ознакомление с  содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание. Правовое воздействие может выражаться и в общем идеологическом, агитационно-пропагандистском, информационном влиянии действующих  юридических норм. В отличие от общего идеологического воздействия, которое одинаково характерно и  для права, и для иных идеологических институтов, правовое регулирование  осуществляется при помощи системы  особых юридических средств правовых норм, правоотношений, индивидуальных актов, которые призваны привести к  намеченным результатам.

Таким образом, правовое регулирование - это деятельность государства и  общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения государственного принуждения  к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка.

1.2 Понятие механизма правового  регулирования

 

Изучение механизма правового  регулирования занимает ученых длительное время. Значительный интерес для  разработки этой  проблемы имели  труды С.С. Алексеева, в частности  его монографии «Механизм правового  регулирования в социалистическом  государстве» и «Теория права», где  отмечалось, что категория «механизм  правового регулирования» определена в теории государства и права  для  показа момента движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория  «механизм правового регулирования» стала употребляться  и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления»  и т.д.

По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, в настоящее время понятие  «механизм правового регулирования» применяется  как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в  системном «работающем» виде.3 

Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового  регулирования.

С.С. Алексеев определяет правовое регулирование  как осуществляемое при помощи системы  правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний  и др.) результативное, нормативно-организационное  воздействие на общественные отношения  с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными  потребностями.4 Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое регулирование через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования уже понятия механизма правового воздействия. Понятие «Воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», замечает М.Н. Марченко, ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей.5 С.А. Комаров включает в механизм правового воздействия наряду с механизмом правового регулирования правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс.6 Отличие правового воздействия от правового регулирования состоит в том, что правовое воздействие является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Особенность правового регулирования  заключается в осуществлении  государством посредством издания  общеобязательных норм поведения. Здесь  проявляется искусство правотворческих  органов, их умение учитывать реальные возможности и предвидеть наступающие  последствия.

«Однако уровень механизма правового  регулирования зависит не только от состояния законодательства, - считает  А.И, Бобылев. – Важно и реализовать  на практике принятые законы. Поэтому  остро встает вопрос о механизме  реализации норм права».7 По нашему мнению, - это одна из насущных проблем Российского права, в решении которой должен быть заинтересован каждый член общества.

А.В. Малько указывает, что цель механизма  правового регулирования – обеспечение  беспрепятственного движения интересов  субъектов к ценностям, т.е. гарантированность  их справедливого удовлетворения. Исходя из  этого, он определяет механизм правового  регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления  препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.8

Информация о работе Механизм правового регулирования