Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:02, дипломная работа
Цель: провести комплексный анализ особенностей механизма правового регулирования общественных отношений и установить его эффективность и ценность.
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи:
- раскрыть понятие правового регулирования;
-раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;
-дать характеристику структуры механизма правового регулирования;
-указать пути совершенствования законодательства механизма правового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ…………………………………..……………………….
1.1 . Методы, способы, типы правового регулирования…………….……...……..9
1.2 . Стадии процесса правового регулирования………………………………....17
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………21
2.1. Структура и стадии механизма правового регулирования…………..……..21
2.2. Соотношение методов правового регулирования, юридических норм и форма реализации права………...
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РУГИЛИРОВАНИЯ………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………50
В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. По его мнению метод - это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы - это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод17.
В
перечень основных способов правового
регулирования иногда включают правомочие (наделение
лица возможностью требовать определенного
поведения от других лиц). И правомочие,
и дозволение являются мерой возможного
поведения. Основное же отличие правомочия
от дозволения состоит в том, что лицо
не может реализовать предоставленное
ему право лишь собственными действиями,
и должно прибегнуть к помощи другого
лица18.
1.2.
Стадии процесса
правового регулирования
Правовое
регулирование общественных отношений
принято рассматривать как
Стадия
правовой регламентации общественных
отношений связана с
Стадия действия норм права связана с функционированием правовых норм. На этой стадии осуществляется уже фактическое регулирование общественных отношений, реальное воздействие норм права и других правовых средств на общественные отношения. В процессе правового регулирования (при его широкой трактовке) данная стадия является основной.
При узком подходе к проблеме, процесс правового регулирования- это процесс функционирования, действия норм права. При таком подходе правотворчество из процесса правового регулирования исключается, а правовое регулирование рассматривается только как процесс фактического воздействия норм права и других правовых средств на общественные отношения. В процессе правового регулирования, при его узкой трактовке, можно выделить три основных и одну дополнительную (факультативную) стадии. К основным стадиям относятся:
К дополнительной стадии относится стадия применения права.
Стадия общего действия норм права является начальной стадией процесса правового регулирования (при его узкой трактовке). На этой стадии правовое регулирование носит самый общий характер и выражается в упорядочении не конкретных (единичных) общественных отношений, а тех или иных их видов. Нормы права, являясь правилами поведения общего характера, рассчитаны не на единичные отношения, а на неопределенное множество типичных отношений. Поэтому вступив в силу, они распространяют свое действие, прежде всего на соответствующие виды общественных отношений, подчиняя их единому общему порядку.
Стадия возникновения субъективных прав и обязанностей характеризуется возникновением у конкретных субъектов, участников конкретных общественных отношений, конкретных юридических прав и обязанностей, которые в юриспруденции принято называть субъективными. Юридические права и обязанности, закрепленные в нормах права, при наличии обстоятельств, предусмотренных этими же нормами (гипотезами этих норм) и именуемых юридическими фактами, становится субъективными правами и обязанностями, поскольку начинают принадлежать конкретным субъектам-участникам конкретных общественных отношений. В связи с этим данные общественные отношения складываются как правоотношения.
После
возникновения субъективных прав и
обязанностей и соответственно правоотношений
процесс правового
При регулировании конкретных общественных отношений процесс правового регулирования нередко проходит еще одну стадию – стадию применения права. Под применением права принято понимать деятельность государственных (в некоторых случаях и негосударственных) органов и организаций, связанную с конкретизацией (индивидуализацией) предписаний правовых норм, которая оформляется официальным документом, именуемым актом применения права. Акт применения права, конкретизируя предписания правовых норм, определяет меру возможного или должного поведения участников конкретных правоотношений, то есть их субъективные права и обязанности, а также обеспечивает реализацию этих прав и обязанностей.
Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового регулирования.
Некоторые авторы определяют
правовое регулирование как
Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования уже понятия механизма правового воздействия, ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей. В механизм правового воздействия наряду с механизмом правового регулирования включают и правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс. Отличие правового воздействия от правового регулирования состоит в том, что правовое воздействие является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.
Другие юристы определяют
В механизме правового
1) метод децентрализованного
2) метод централизованного,
Существенное значение для
Сфера правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений (отношения в сфере экологии) или сужаться за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, организационные и другие отношения. Правильное определение понятия и состава механизма правового регулирования позволяет:
-
объединить явления правовой
действительности (правовые нормы,
правоотношения, юридические акты
и др.), участвующие в правовом
воздействии, в системно-
-
определить специфические
Чтобы получить правильное и
более полное представления о
механизме правового
Первоначально идею механизма
воздействия права на
По мнению Н.Г. Александрова, звеньями
механизма правового
-установление правового статуса лица;
-придание
известным видам жизненных
-установление моделей правоотношений;
-установление мер правовой охраны и юридической ответственности.
В соответствии со стадиями
правового регулирования
-юридические нормы;
-правовые отношения;
-акты
реализации прав и
Такое представление о
-норма права;
-юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно - исполнительный правоприменительный акт;
-правоотношение;
-акты
реализации прав и
-охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)21.
Цель
механизма правового
Принято
считать, что прямая и непосредственная
цель механизма правового