Механизм и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:45, реферат

Описание работы

Государство, возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствии экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, становится его основной управляющей системой. Для выполнения своих функций оно создает систему государственных органов (механизм государства), посредством которой осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.

Работа содержит 1 файл

механизм и функции государства.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

  Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

  1. Конституционный Суд РФ;

  2. Верховный Суд РФ;

  3. Высший Арбитражный Суд РФ;

  4. соответствующие суды субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.

  Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126 Конституции РФ).

  Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127 Конституции РФ).

  Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, давать заключения о соответствии издаваемых нормативных актов и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.125 Конституции РФ).

  В связи с принятием России в Совет Европы, теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан.

  Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

  В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется федеральным законом.

  Определенное место в системе государственных органов занимает нотариальная деятельность, которая придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

  Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами. Они всегда играли заметную роль в государственном механизме. Их главная задача - защищать суверенитет и территориальную целостность государства.

  

  

  

  

  

  

  

   3.Понятие функций государства.

  Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.

  В функциях государства выражается его сущность, та роль, которая отводится государству в решении вопросов общественного развития и блага народонаселения.

  Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляет собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами, на которые подразделяются все основные направления деятельности государства.

  По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции государство осуществляет на всех этапах своего развития, тогда как временные функции имеют место только при решении определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

  

  3.1 Внутренние функции государства.

  Внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

  Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами.

  Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

  Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.

  Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

  Экологическая функция - жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).

  3.2 Внешние функции государства.

  Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. Различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

  Общую координацию международного сотрудничества в экономической, политической, культурной, научно-технической областях, а также в области охраны окружающей среды осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения ( Экономический и Социальный Совет ООН, Совет Безопасности, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.)

  Функция государства по обороне страны от внешнего нападения осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений:

  1.укрепление оборонной мощи страны;

   2. повседневное совершенствование вооруженных сил;

  3. охрана государственных границ;

  4. организация гражданской обороны;

  5.военное обучение запаса вооруженных сил.

  Тесным взаимодействием оборонной деятельности государства с его внутренними функциями, с одной стороны, успешно решаются задачи укрепления обороноспособности страны, а с другой - обеспечиваются благоприятные условия для мирного созидательного труда во всех сферах внутренней жизни страны.

   Заключение.

  Итак, из всего вышесказанного видно, что функции государства тесно взаимосвязаны со всей системой государственных органов. Их деятельность направлена на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при неприменном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

  Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Его основной целью должны быть блага человека, его нравственное, материальное и физическое благополучие, максимальная социальная и правовая защищенность каждого.

  Однако я думаю, что, учитывая исторический опыт, можно говорить о том, что государство - это, прежде всего, аппарат подавления, т. к. в реальности идеальная цель трудновыполнима, потому что даже в самом "демократичном государстве" всегда образуется определенная группа людей (из управления государством) преследующая свои собственные интересы и потому неспособная обеспечить интересы каждого члена общества. И эта тенденция характерна не только для какого-то отдельного государства, но и для всего мирового сообщества.

  Человеческое общество на протяжении всей истории своего развития пережило множество различных форм правления. Один государственный строй сменял другой. Человечество совершенствовало государственный механизм, стремилось развить и воплотить в жизнь идею правового государства. Безусловно, нельзя отрицать заслуг выдающихся мыслителей античности, феодального и буржуазного периодов, видных правоведов и философов XX века. Благодаря их усилиям, любви к справедливости и правосудию, человечество достигло многого на пути построения правовой государственной системы.

  Но, несмотря на это, государственное устройство в целом все же еще далеко от совершенства. В своем стремлении к идеальной цели государство сталкивается с множеством проблем мешающих его прогрессивному развитию (коррупция, терроризм, вспышки эпидемий и др.).

  Например, терроризм: в конце 1980-х годов число терактов, казалось, шло на убыль. Однако теперь появились террористы "новой волны". В их арсенале такие средства и методы, из-за которых его сложно предотвратить и труднее с ним бороться. Разрушительное влияние терроризма очевидно: он способен остановить или замедлить процесс урегулирования конфликтов в различных точках планеты; наносит удар по экономике различных стран (например, в одних только Соединенных Штатах на антитеррористические мероприятия в 2000 году было выделено свыше десяти миллиардов долларов). Он заставляет все страны мира тратить внушительную часть налоговых платежей на обеспечение безопасности видных общественных деятелей и других граждан, а также на защиту важных объектов.

  Многочисленные реформы в области здравоохранения, законодательства, сельского хозяйства, систем образования, социального обеспечения и других областях общественной жизни, хотя и принесли некоторые улучшения, все же не смогли до конца решить те проблемы, ради которых они проводились.

  Учитывая это, не думаю, что какое-либо государство, даже самое демократичное на сегодняшний день, сможет когда-либо достичь тех целей, ради которой оно создает государственный механизм, как средство реализации своих функций.



Информация о работе Механизм и функции государства