Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:45, реферат
Государство, возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствии экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, становится его основной управляющей системой. Для выполнения своих функций оно создает систему государственных органов (механизм государства), посредством которой осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.
Введение.
Государство, возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствии экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, становится его основной управляющей системой. Для выполнения своих функций оно создает систему государственных органов (механизм государства), посредством которой осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.
В различные эпохи развития цивилизованного общества механизм государства имел неодинаковую структуру и функции. Вследствии изменений, происходящих в общественной жизни, изменялось государство, его цели, задачи и функции, возникали новые и отмирали устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.
Эта тема не теряет своей актуальности и сегодня, т. к. система государственных органов, также как и их внутренняя структура, не является застывшей. С изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.
Например, до недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость; учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.
Кардинальные изменения, происходящие во внутренней и внешней сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные изменения не только в процесс функционирования государства, но и в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов.
1.Понятие механизма государства.
Механизм государства - есть система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Это четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы.
В свою очередь орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.
Наиболее общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:
1. механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);
2. представляет собой сложную систему органов и учреждений, находящихся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций;
3. функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием;
4. призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.
Государственная жизнь строится на определенных принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.
1.1 Принцип разделения властей.
Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной от другой в пределах тех же полномочий.
Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон, Аристотель и другие высказывали в своих работах подобные идеи. Традиционно основоположниками "классического" варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Эта теория нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств.
В Российской Федерации принцип разделения властей был востребован и впервые отражен в принятой 12 июня 1990 г. Декларации "О государственном суверенитете РСФСР", (п.13). Конституция РФ 1993 г. несколько изменила формулировку, которая действительна и по сей день (ст. 10).
2. Общая характеристика государственных органов.
Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.
Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Для органов государственной власти характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:
1. все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;
2. наделены властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой;
3. действуют от имени государства.
Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.
На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.
Каждый из органов имеет определенные задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность.
Органы государства тесно взаимодействуют между собой в целях обеспечения нормального функционирования общества, внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Государственные органы классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным выше признакам можно выделить три основные группы: 1. представительные органы; 2. исполнительные органы; 3. судебные органы.
2.1 Представительные органы государственной власти.
В ходе исторической борьбы против тирании феодальных монархов выкристаллизовалась идея парламентаризма - главенство представительного выборного органа (парламента), реализующего соединение суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер. Идеи народного представительства, выдвинутые Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. выдающимися мыслителями в разных странах в зависимости от конкретных условий воплощались в различных конституционно-правовых формах. Но независимо от формы правления органу народного представительства отводилась, в качестве основной функции, законотворческая деятельность, законодательная власть.
К представительным государственным органам относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Эти органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.
Законодательный орган занимает главное место в государственном механизме на основании принципа разделения властей, где законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает основные направления внешней и внутренней политики страны, общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы имеют исключительное право на принятие законов.
Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл.1 "Основы конституционного строя". Т.е. положение его обеспеченно наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (гл.9, ст. 135 Конституции РФ).
2.2 Исполнительные органы государственной власти.
Исполнительно-распорядительные органы - это органы государственного управления, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части.
Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы.
Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или глава правительства - премьер-министр, в зависимости от формы правления.
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями. Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной власти, вследствии чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.
Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.
В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций.
В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1 Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из председателя, заместителя председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Ст. 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.
В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними.
Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства).
Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.
2.3 Судебные органы государственной власти.
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.
Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.
Органы, осуществляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль в механизме государства. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Структура судебных органов в разных странах неодинакова, но, несмотря на это, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся. Так, например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств провозглашается принцип непартийного характера судейского корпуса, независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов. В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в п.2, ст.118 Конституции РФ.