Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать понятие и механизм государства.
Задачи: изучить понятие, признаки, элементы и принципы государственного механизма; рассмотреть виды, полномочия государственных органов в механизме государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......31.
Механизм государства: понятие, признаки, элементы, принцип
1.1 Понятие, признаки и элементы механизма государства............................4
1.2 Орган государства: понятие, признаки, виды.............................................6
1.3 Принципы организации и деятельности механизм
государства……...…9
2. Виды государственных органов
2.1 Законодательные органы...........................................................................11
2.2 .Судебные органы........................................................................................14
2.3.Исполнительные органы…………….…………………………...……….17
Заключение………………………………………………………..……….……23
Список использованных источников..............................................................27

Работа содержит 1 файл

курсовая миханизм государства в Росси(ТГиП).docx

— 49.23 Кб (Скачать)

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров. Правительство — орган коллегиальный. Свои решения оно принимает на заседаниях (возможны и другие формы, о которых говорится ниже, но важные решения принимаются только, на заседаниях). Поскольку Правительство РФ представляет собой коллектив, то возможно принятие им решений большинством голосов (это часто бывает за рубежом, особенно в коалиционных правительствах нескольких партий). Юридически Председатель Правительства РФ (премьер-министр) — первый среди равных, но на практике голосование проводится очень редко. Мнение премьер-министра имеет решающее значение. К тому же министры назначаются Президентом РФ после заслушивания мнения премьера и во многом зависят от него.

Структуру Правительства, его персональный состав определяет Президент РФ при консультациях  с назначенным ранее Председателем  Правительства. В ходе консультаций возникают разные мнения (особенно это относится к персональному  составу), но решающее значение имеет  слово Президента РФ.

Председатель Правительства ведает организацией работы Правительства, представляет Правительство внутри и вне страны, ведет заседания Правительства, подписывает акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий (взыскания налагает Президент РФ).

Заместители Председателя Правительства участвуют  в выработке и реализации политики Правительства, подготовке и исполнении его решений, координируют и контролируют работу групп министерств.

Федеральные министры участвуют в подготовке решений Правительства, их принятии, исполняют их, руководят соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В некоторых составах Правительства РФ были и есть «министры без портфеля» (как правило, один), если они имели звание «федеральный министр».

Наряду  с федеральными министерствами есть также другие центральные органы государственного управления. Их обобщенно  называют ведомствами. Это государственные  комитеты (например, Государственный  таможенный комитет), федеральные службы (Федеральная служба безопасности), федеральные агентства (Российское агентство по обычным вооружениям), федеральные комиссии (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг), федеральные надзоры (Федеральный горный и промышленный надзор), иные органы, например, Главное управление специальных программ Президента РФ. Их руководители могут входить в состав Правительства, если имеют ранг федерального министра (например, директор Федеральной службы безопасности), а чаще — не имеют ранга министра и не входят в Правительство (например, руководители Федеральной пограничной службы, Российского авиационно-космического агентства, Государственного комитета по рыболовству, Федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности).

В составе Правительства действует более специализированный орган — президиум Правительства, в который входят Председатель Правительства, его заместители, иногда — некоторые ведущие министры, а также руководитель аппарата Правительства. Конкретный состав президиума Правительства определяется постановлением Правительства. Президиум вправе принимать решения от имени Правительства по некоторым вопросам.

Из  состава членов Правительства образуются также комиссии и советы, объединяющие группу министров, близких по профилю работы (комиссии по внешней политике, по экономике, по координации соглашений о разделе продукции, по вопросам Содружества Независимых Государств и др.)

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит эту кандидатуру  на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Государственная  Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Думы выражается тайным или  открытым голосованием, необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур (кандидатуры) Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу. На практике имело место согласие Думы и назначение премьер-министра с первого предложения Президента, было — с третьего (1998 г.), трехкратный отказ не имел места. После получения согласия Думы Президент РФ назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре Правительства (перечень министерств, ведомств) и, как это сложилось на практике, кандидатуры конкретных лиц.

Существуют  различные основания прекращения  полномочий Правительства, в том  числе:

1) оно слагает полномочия перед  вновь избранным Президентом  РФ в день вступления его  в должность. 

2) Правительство подает в отставку, о чем объявляет Председатель  Правительства. Инициатива отставки  исходит от самого Правительства;

3) решение об отставке Правительства  может принять Президент РФ  по своей инициативе (ч. 2 ст. 117 Конституции  РФ), что означает увольнение Правительства  в отставку Президентом РФ;

4) оно может быть уволено в  результате двойного вотума недоверия  или однократного отказа в  доверии, что происходит путем  голосования в Государственной  Думе (необходимо большинство голосов  от общего состава). Президент  РФ обязан объявить об отставке  Правительства либо распустить  Государственную Думу с назначением  новых выборов. Если Дума отказывает  в доверии Правительству по  его инициативе, Президент в течение  семи дней принимает решение  об отставке Правительства либо  распускает Думу с назначением  новых выборов. Распускать Государственную  Думу без назначения даты выборов  нельзя;

5) Правительство может прекратить  свои полномочия по инициативе  Председателя Правительства. Он  может подать Президенту РФ  заявление о невозможности исполнения  своих полномочий (основания могут  быть самыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.).

Среди перечисленных оснований использовались два: выборы Президента РФ (в том  числе досрочные) и увольнение Правительства  в отставку в результате увольнения Президентом РФ Председателя Правительства (использовалось в 1998—1999 гг. несколько  раз).

Правительство РФ, управляя страной, осуществляет следующие  функции.

действует как высший орган исполнительной власти;

обеспечивает координацию и  единство деятельности органов; исполнительной власти, координирует деятельность министерств и ведомств, непосредственно подчиненных Президенту РФ;

осуществляет непосредственную управленческую деятельность на территории всей страны.

 

 

 

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, отмечу, что свои функции и  задачи государство осуществляет с  помощью специальных органов  и учреждений, а также особого  слоя людей, профессионально занятых  деятельностью по исполнению полномочий государственных органов. Все они, вместе взятые: государственные органы и учреждения, а также занятые  в них государственные служащие — составляют механизм государства.

Механизм  государства состоит из государственного аппарата, государственных учреждений и государственных предприятий. Государственный аппарат представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти. Государственные предприятия как часть механизма государства создаются для осуществления хозяйственной деятельности, например производства предметов первой необходимости (товаров) или оказания различных услуг населению.

Механизм  государства является сложным образованием, он состоит из входящих в него простых  элементов — органов. Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган — это звено (элемент) механизма  государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

1.Орган государства обладает властными полномочиями, т.е. способностью осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию.

2.Орган государства представляет собой относительно самостоятельную, структурно обособленную и юридически оформленную часть механизма государства, которая характеризуется определенной структурой и состоит из государственных служащих.

3. Орган государства образуется  от имени государства и действует  по его поручению.

4. Каждый государственный орган наделен определенной компетенцией, т.е. строго закрепленными за ним задачами, функциями, правами и обязанностями.

5. Орган государства образуется  в порядке, установленном законом.

6. Для осуществления своих функций  государственный орган обладает  необходимыми материальными и  организационными средствами (ценностями, вспомогательными учреждениями  и предприятиями и т.п.).

Органы  государства классифицируются по различным  основаниям.

По  способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.

По  объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные.

По  широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной  компетенции.

Органы  государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию  его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым  создаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Органы государства осуществляют свои функции, соблюдая определенные правила, которые называются принципами.

Среди них следует отметить принцип  законности и конституционности, принцип  разделения властей. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, действовать согласованно, не стремясь присвоить себе функции другой ветви власти. В соответствии с принципом разделения властей выделяются три группы государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.

Законодательная власть — это право и возможность  принимать от имени народа или  непосредственно народом — корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы) — нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу (среди них верховную юридическую силу имеет основной закон — конституция). Органы законодательной власти осуществляют управление государством прежде всего путем принятия законов и иных правовых актов, а также путем формирования других органов государства и осуществления контроля за их деятельностью. Органом законодательной власти является прежде всего парламент.

Одной из форм проявления единой, неделимой  государственной власти является судебная власть. К числу исключительной функции, составляющей содержание судебной власти, закон (ч.1 ст. 118 Конституции РФ) относит  правосудие. Помимо правосудия, содержание судебной власти включает и другие функции: конституционный контроль; контроль за незаконными действиями и актами должностных лиц и  органов при обжаловании их в  суд в порядке ст. 46 Конституции  РФ; судебная защита чести и достоинства  личности ; судебная защита свободы  и личной неприкосновенности граждан ; судебная защита частной жизни; суд  как гарант неприкосновенности жилища.

Существует  пять видов судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное и арбитражное. Судебная система представляет совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти.

Анализ  норм статьи 4 ФЗ «О судебной системе Российской Федерации». позволяет сделать следующие выводы:

система — это сложно организованная система судебных органов, состоящая  из отдельных подсистем;

судебная система представлена тремя элементами (подсистемами); федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи;

судебная система состоит из двух подсистем: федеральные суды и  суды субъектов РФ;

система федеральных судов представлена тремя подсистемами; Конституционный Суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов;

подсистемы федеральных судов  общей юрисдикции и федеральных  арбитражных судов построены  с учетом федеративного устройства РФ и ее административно-территориальным  делением (статьи 5, 65, 66, 67 Конституции  РФ).

Роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется  тенденцией к усилению. Принятые парламентом  законы, указы главы государства, решения судов необходимо исполнять. Для этого создаются специальные  органы исполнительной власти. Исполнительную власть Федерации — федеральную исполнительную власть осуществляют многие другие органы, в том числе центральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства и их делегатуры (управления, отделы на местах), нижестоящие административные федеральные органы, но они действуют в конечном счете по поручению Правительства (некоторые органы — Президента РФ). В отдельных субъектах РФ существуют свои правительства (Татарстан, Москва, Нижегородская область, Ставропольский край и др.), в других исполнительной властью наделены главы администраций (президенты республик в составе РФ, губернаторы и др.), иногда — администрация субъекта Федерации, возглавляемая губернатором. Они осуществляют исполнительную власть субъекта Федерации. По указанным предметам ведения эти органы находятся в иерархическом соотношении, образуют исполнительную вертикаль. Конституции республик в составе РФ, уставы других субъектов РФ воспроизводят положение Конституции РФ о единой системе исполнительной власти (Калмыкия, Московская область и др.). В результате создается хотя и сложная, но целостная система органов исполнительной власти.

 

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 // РГ № 237 от 25 .12.1993.
  2. Федеральный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г.( в редакции от 5 декабря 2001 г. ) // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст.. 4825.
  3. Федеральный закон РФ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 17 ноября 1999 г., с изменениями от 22 ноября 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст.. 4924.
  4. Федеральный закон РФ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 11 апреля 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст.. 2288.
  5. Федеральный закон РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября 1998 г.
  6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации – М.: Норма, 2008.
  7. Габричидзе Б. Н., Ким- Кимэн А. Н., Чернявский А.Г. Конституционное право – М.: Проспект, 2005.
  8. Граждан В. Д. Теория управления. – М.: Гардарика, 2004.
  9. Гуценко К. Ф., Ковалёв М. А. Правоохранительные органы. –М.: Зерцало-М, 2006.
  10. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. – М.: 2001.
  11. Любашиц В. Я., Смоленский М. Б., Шепелев В. И. Теория государства и прав – Ростов- на- Дону: Феникс, 2002.
  12. Мухаев Р. Т. Правовые основы Российского государства – М.: Юнити, 2007.
  13. Правоохранительные органы / Под ред. Галустяна О.А.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002.
  14. Проблемы общей теории государства и права / Под ред. Нерсесянца В.С.- М., 2007.
  15. Ракитская И. Ф. Теория государства. - СПб: Питер, 2004.
  16. Теория государства и права / Под ред. Матузова Н. И., Малько А. В.- М.,2004.
  17. Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление – М.: Юристъ, 2003.

Информация о работе Механизм государства