Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать понятие и механизм государства.
Задачи: изучить понятие, признаки, элементы и принципы государственного механизма; рассмотреть виды, полномочия государственных органов в механизме государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......31.
Механизм государства: понятие, признаки, элементы, принцип
1.1 Понятие, признаки и элементы механизма государства............................4
1.2 Орган государства: понятие, признаки, виды.............................................6
1.3 Принципы организации и деятельности механизм
государства……...…9
2. Виды государственных органов
2.1 Законодательные органы...........................................................................11
2.2 .Судебные органы........................................................................................14
2.3.Исполнительные органы…………….…………………………...……….17
Заключение………………………………………………………..……….……23
Список использованных источников..............................................................27

Работа содержит 1 файл

курсовая миханизм государства в Росси(ТГиП).docx

— 49.23 Кб (Скачать)

Однако  разделение властей не следует понимать как их противостояние, это лишь форма разделения управленческих функций, которая не позволяет их концентрировать  в одних руках: так, законодатели заняты выработкой и принятием законов, исполнительная власть эти законы реализует  на практике, а судебная власть осуществляет контроль за правильностью принятия и применения законов. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, действовать согласованно, не стремясь присвоить себе функции другой ветви  власти.

К вышеназванным принципам (правилам) функционирования государственного аппарата можно было бы добавить принципы гласности, оптимальности и эффективности  деятельности государственного аппарата и некоторые другие.

Все вышеперечисленные принципы оказываются  бесполезными, если их осуществлением не заняты профессионалы-управленцы. Их называют бюрократией. Научный смысл  термина «бюрократия» означает, с одной стороны, особый слой людей, профессионально занятых управлением, а с другой — такую организацию государственного управления, которая действует на основе обязательных для всех правил. Впервые бюрократия появляется на Востоке.

Западные  страны также осуществляют отбор  на государственные должности с  помощью экзаменов и при наличии  соответствующего диплома. Западная бюрократия подчиняется в своей деятельности следующим общеобязательным правилам: каждый чиновник имеет четко очерченный круг обязанностей; служащий не должен быть собственником учреждения, в  котором работает; управленческая деятельность является его основным занятием, т.е. он больше нигде не работает; все  взаимоотношения с населением осуществляются в письменной форме, для чего существует канцелярия, и т.п.

 

                           2. Виды государственных органов

 

                      2.1 Законодательные органы

 

Законодательная власть — это право и возможность  принимать от имени народа или  непосредственно народом — корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы) — нормативные акты государственного значения, имеющие  наиболее общий характер и высшую юридическую силу (среди них верховную  юридическую силу имеет основной закон — конституция). Такие правила  определяют основы общественно значимого (или полагаемого общественно  значимым) поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов  государства, государственных организаций  и общественных объединений.

Законодательная власть рассматривается как выражение  воли народа (хотя это не всегда так), его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют высшую юридическую  силу и приоритет по сравнению  с государственными актами исполнительной, судебной и иных ветвей власти. Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Напротив, они основывают свою деятельность на нормах закона, применяют его. Лишь органы конституционного контроля (например, конституционные суды) могут лишить закон действия (хотя и не отменить его юридически), если признают, что  закон противоречит конституции, т.е. основному закону, обладающему верховной  юридической силой.

Органы  законодательной власти осуществляют управление государством прежде всего  путем принятия законов и иных правовых актов, а также путем  формирования других органов государства  и осуществления контроля за их деятельностью. Они действуют на разных уровнях. Есть общегосударственные законодательные  органы, органы субъектов федерации  и законодательные органы автономных образований, имеющих политический характер.

Органом законодательной власти является прежде всего парламент. Это обобщенное название однопалатного или, чаще, двухпалатного общегосударственного представительного органа. В России парламент — двухпалатное Федеральное Собрание. Одна из палат двухпалатного парламента называется обычно палатой депутатов (представителей), национальным собранием (в России — Государственная Дума), другая — сенатом (в федерациях иногда — советом союза), в России это Совет Федерации. Почти во всех странах большими правами обладает нижняя палата. Верхняя палата парламента может формироваться путем прямых, косвенных выборов, назначения и др. (в России с 2000 г. — по выборам и назначению от органов субъектов Федерации).

Как правило, парламент — единственный законодательный орган государства  и орган коллегиальный. Свои решения он принимает на заседаниях. Так действует парламент и в России. Однако в некоторых странах в дополнение к парламенту или вместо него существуют другие законодательные органы.

Российский  парламент — Федеральное Собрание — выполняет в системе государственного управления особые функции, причем, выполняя их, он может действовать только в совокупности обеих палат (например, принятие государственного бюджета) или  в качестве одной палаты (например, только часть членов Центральной  избирательной комиссии назначает  Совет Федерации). Если депутаты действуют  индивидуально (например, право депутатского запроса к министру), то они используют полномочия парламентария (а не парламента), хотя в конечном счете они производны от функций парламента. Парламент  РФ осуществляет следующие функции. Во-первых, парламент выполняет функцию  представительства всего народа, это орган народного представительства, выражающий его суверенитет. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют различные социальные, национальные, профессиональные и другие слои населения и тем самым объединяют народ на базе выработки общих решений от его имени путем компромиссов и консенсуса. Во-вторых, парламент выполняет законодательную функцию. Только он принимает законы: федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы о поправках к Конституции РФ (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9, которые Федеральное Собрание изменять не вправе). В-третьих, Федеральное Собрание, его палаты путем принятия законов и другими способами осуществляют решающее участие в верховном руководстве делами государства. Правда, ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», но она же устанавливает, что Президент делает это в соответствии с Конституцией и законами. В-четвертых, Федеральное Собрание или та или иная его палата формируют или участвуют в формировании, роспуске, освобождении или отрешении от должности других высших и центральных органов, должностных лиц РФ и субъектов РФ. Парламент (Государственная Дума) дает (не дает) согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, Совет Федерации назначает членов Конституционного Суда РФ, Государственная Дума может принять решение об отставке Правительства РФ (правда, Президент РФ вправе с этим не согласиться), Федеральное Собрание (участвуют обе палаты) может отрешить Президента РФ от должности, распустить путем принятия закона законодательное собрание субъекта РФ, если оно нарушает Конституцию РФ и федеральные законы и т.д. В-пятых, парламент осуществляет в различных формах парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти (сообщения министров на заседаниях палат, вопросы и запросы парламентариев и т.д.), в различных сферах общественной жизни, контроль за исполнением государственного бюджета (в частности, через формируемую парламентом Счетную палату и т.д.).

Аналогичные функции осуществляют в пределах своей территории законодательные  органы субъектов РФ. Кроме того, они участвуют в решении общефедеральных  вопросов (право законодательной  инициативы в отношении федеральных  законов, утверждение поправок к  Конституции РФ, участие в подготовке международных договоров, если они затрагивают интересы данного субъекта РФ и т.д.).

 

                                  2.2 Судебные органы

 

Одной из форм проявления единой, неделимой  государственной власти является судебная власть. Следует согласиться с  высказанным в юридической литературе мнением К.Ф. Гуценко, что под судебной властью необходимо понимать функции, полномочия управомоченных на их осуществление  специальных органов государства.

К числу исключительной функции, составляющей содержание судебной власти, закон (ч.1 ст. 118 Конституции РФ) относит правосудие. Помимо правосудия, содержание судебной власти включает и другие функции: конституционный  контроль; контроль за незаконными  действиями и актами должностных  лиц и органов при обжаловании  их в суд в порядке ст. 46 Конституции  РФ; судебная защита чести и достоинства  личности (ст. 21 Конституции РФ); судебная защита свободы и личной неприкосновенности граждан (ст. 22 Конституции РФ); судебная защита частной жизни (ст. 23 Конституции  РФ); суд как гарант неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ).

Данный  перечень функций не является исчерпывающим. В учебной литературе указываются  и иные функции.

Таким образом, судебную власть можно определить как вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными  органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и экономических  споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного  и арбитражного судопроизводства.

Анализ  приведенного определения понятия  судебной власти позволяет выделить четыре ее существенных признака. Первый — судебная власть — это вид государственной деятельности. Второй — судебная власть осуществляется специально управомоченными государственными органами (суд, судья).

Помимо  судей, действующих на профессиональной основе, судебную власть могут осуществлять и привлекаемые в установленном  законом порядке к осуществлению  правосудия присяжные, народные и арбитражные  заседатели (ч. 1 ст. 1 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г., в редакции от 5 декабря 2001 г.).

Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 1 ФЗ РФ «О народных заседателях федеральных  судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 17 ноября 1999 г., с изменениями от 22 ноября 2001 г. в осуществлении правосудия федеральными судами общей юрисдикции вправе участвовать в качестве народных заседателей граждане России. Арбитражными заседателями являются граждане России, наделенные «полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации ... в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ФЗ РФ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 11 апреля 2001 г.) [1].

Третий  существенный признак — исключительность судебной власти. Это означает, что  она не может осуществляться иными  государственными органами и должностными лицами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ; ч. 1 ст. 1 ФКЗ РФ «О судебной системе  Российской Федерации»).

Четвертый существенным признак — осуществление полномочий путем судопроизводства. Перечень видов судопроизводства приведен в части 2 ст. 118 Конституции РФ; части 3 ст. 1 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации». Нужно отметить, что в перечне, приведенном в части 2 ст. 118 Конституции РФ, отсутствует указание на арбитражное судопроизводство. Но систематическое толкование статьи 127 Конституции РФ позволяет говорить о наличии и этого вида судопроизводства.

Таким образом, существует пять видов судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное и арбитражное.

Анализ  норм статьи 4 данного Закона позволяет  сделать следующие выводы:

судебная система — это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем;

судебная система представлена тремя элементами (подсистемами): федеральные  суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи;

судебная система состоит из двух подсистем: федеральные суды и  суды субъектов РФ;

система федеральных судов представлена тремя подсистемами. Конституционный Суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов;

подсистемы федеральных судов  общей юрисдикции и федеральных  арбитражных судов построены  с учетом федеративного устройства РФ и ее административно-территориальным  делением (статьи 5, 65, 66, 67 Конституции  РФ)

 

                                  

                                   2.3 Исполнительные органы

 

Роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется  тенденцией к усилению. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые  ей обществом требования поиска новых  путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов  деятельности. Принятые парламентом  законы, указы главы государства, решения судов необходимо исполнять. Для этого создаются специальные органы исполнительной власти. Они ведут огромную повседневную работу по исполнению правовых актов, проводят организационные и иные мероприятия (например, в соответствии с законом о государственной границе создают систему ее охраны, законодательство о массовых демонстрациях требует от исполнительных органов устанавливать маршрут движения, закон о партиях — вести реестр политических партий и т.д.). Делая это, они применяют распоряжения, сами издают правовые акты (в том числе нормативные) в пределах своих полномочий. Поэтому нередко говорится об исполнительно-распорядительной деятельности.

Конституция РФ гласит: «Исполнительную  власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Правительство РФ не единственный, а высший орган исполнительной власти. Исполнительную власть Федерации —  федеральную исполнительную власть осуществляют многие другие органы, в  том числе центральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства и их делегатуры (управления, отделы на местах), нижестоящие административные федеральные органы, но они действуют  в конечном счете по поручению  Правительства (некоторые органы —  Президента РФ). В отдельных субъектах  РФ существуют свои правительства (Татарстан, Москва, Нижегородская область, Ставропольский край и др.), в других исполнительной властью наделены главы администраций (президенты республик в составе  РФ, губернаторы и др.), иногда —  администрация субъекта Федерации, возглавляемая губернатором. Они  осуществляют исполнительную власть субъекта Федерации. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов все органы исполнительной власти (федеральные и субъектов РФ) «образуют единую систему органов исполнительной власти». По указанным предметам ведения эти органы находятся в иерархическом соотношении, образуют исполнительную вертикаль. Конституции республик в составе РФ, уставы других субъектов РФ воспроизводят положение Конституции РФ о единой системе исполнительной власти (Калмыкия, Московская область и др.). В результате создается хотя и сложная, но целостная система органов исполнительной власти.

Органы  исполнительной власти Федерации и её субъектов находятся в тесной организационно-правовой связи. Федеральное правительство координирует работу органов исполнительной власти субъектов РФ, а федеральные министерства и ведомства взаимодействуют с аналогичными структурами в системе исполнительной власти субъектов. Единство исполнительной власти, однако, не является абсолютным. Поэтому конституции и уставы субъектов РФ иногда уточняют: органы исполнительной власти субъекта входят в единую систему в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 53 Устава Оренбургской области) , так как исключительные полномочия РФ (предметы ведения) осуществляют федеральные органы, а исключительные полномочия субъекта РФ (предметы ведения) — органы субъекта.

Все органы и должностные лица огромного  аппарата исполнительной власти, осуществляющие ее на основе делегирования от Правительства  РФ (в определенных случаях —  от Президента РФ) или от других высших органов государственной власти в субъектах РФ (в сфере исполнительной власти субъектов РФ), должны действовать  на основе закона и в соответствии с указаниями вышестоящих органов. Вместе с тем они обладают дискреционными полномочиями: правом принимать решения  по своему усмотрению, но в пределах закона.

Информация о работе Механизм государства