Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:00, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы для нас является рассмотрение понятия механизма государства, его признаки организации и деятельности государственного аппарата, раскрыть классификацию государственных органов, образующих механизм современного Российского государства.
Задачами данной работы являются:
1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства,
Введение ………………………………………………………………… 3
I. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части … 5
II. Органы государственной власти и их классификация……………… 8
1. Положение Президента в системе органов государственной власти .. 10
2. Органы представительной (законодательной) власти ……………… 12
3. Органы государственного управления (исполнительной) власти … 14
4. Органы судебной власти ……………………………………….…… 18
5. Прокуратура в механизме государства…………………………….. 21
Заключение ……………………………………
В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.
Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответствующие суды субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актах и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).
В связи с принятием России в Совет Европы, теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан.
В настоящее время в Росси проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствовании системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.
Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.
5. Прокуратура в механизме государства
Прокуратура РФ относится к федеральным органам государственной власти с особым статусом. Сюда же относится Центральный банк РФ, счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академия наук РФ. Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Статья 129 Конституции РФ посвящена прокуратуре Российской Федерации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. [4.40]
Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами. [4.37]
Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокуратуру как орган общего надзора за исполнением законов. Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена такая функция, как координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Заключение
Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.
Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков.
Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Из этого вытекает множество задач по совершенствованию механизма государства, особенно возрастает роль институтов конституционного контроля за законностью. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, как в плане законотворчества, так и в плане юридических гарантий законности.
В заключении работы хочется присоединиться к бессмертными словами из "Законов" Платона:
"…я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги…"
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. - М.: Юридическая литература, 2010- 64 с.
2. Всеобщая декларация прав человека 1948г.// Российская газета - 2009 -5 апреля –с.6
3. Европейская конвенция от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод». Сборник конституционно-правовых актов./ Отв. ред. проф. О.Е. Кутафин: в 2 т. – М.: Юристъ, 2005. – Т.1. – 816 с.
4. Международный Пакт «О гражданских и политических правах» 1966 г. – //Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. – №12 - Ст. 12.
5. О декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 Постановление ВС РФ //Ведомости ВС РФ – 2007. – №52.– Ст. 21.
6. Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154 - ФЗ.// Российская газета -2010-5 марта –с.5
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник -М: Норма, 2007- 784 с
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. -М: Новый Юрист, 2009 -624 с.
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, 2008 -64 с.
10. Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Право и закон, 2010- 432 с.
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. проф. В.Г.Стрелкова. - М.: 2000 - 938 с.
12. Большой юридический словарь/Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: ЭКСМО, 2010. – 704 с.
13. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2007 - 416с
14. Чинчиков А.А., Чинчикова Г.Б., Теория права и государства: Курс лекций. М.- Чебоксары: Изд-во «Салика», 2005 - 185 с.
24