Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ механизма государства, закономерностей его функционирования.
Задачи, представляемые для решения при написании работы:
1) определить понятие механизма государства, выделить его характерные черты;
2) выявление принципов организации и деятельности аппарата государства;
3) проанализировать классификацию и виды органов государства;
4) выяснить значение органов внутренних дел в механизме государства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и назначение механизма (аппарата) государства 4
2. Принципы организации и деятельность аппарата государства 7
3. Понятие и виды органов государства 10
3.1. Законодательные органы 13
3.2. Исполнительные органы 16
3.3. Судебные органы 19
4. Место органов внутренних дел в аппарате государства 20
Заключение 22
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

механизм государства.docx

— 48.38 Кб (Скачать)

Органам государственной  власти присущи соответствующие признаки:

  1. Все органы государственной власти создаются на основе Конституции и принятым в соответствие с ней подконституционными актами. Так, в Конституции Республики Беларусь предусмотрено создание Конституционного Суда. Он образуется путем назначения шести судей Президентом Республики Беларусь (п.10.ст.84. Конституции) и избрания шести судей Советом Республики Национального собрания (п.3 ст.98). Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29.06.2006 N 139-З (ред. от 28.12.2009) определяются виды и состав судов.

Органы государственной власти могут быть созданы указами Президента, решениями Правительства и др.

  1. Орган государственной власти обладает определенным объемом полномочий.

Создание государственного органа и определение его властных полномочий – по существу два взаимосвязанных  процесса. Хотя надо иметь в виду, что  и после создания органа государственной  власти его полномочия могут изменяться: он может быть наделен дополнительными  полномочиями, некоторые полномочия могут быть переданы другому субъекту власти и т.п.

У каждого органа государственной  власти ест свой предмет ведения  и свой объем полномочий.[4, с. 59]

Компетенция Президента, Парламента, Правительства, Суда, Комитета государственного контроля, Прокуратуры закреплены в  Конституции Республики Беларусь, Кодексе  о судоустройстве и статусе судей, законах и иных нормативных правовых актах.

Реализуют свои полномочия органы государства  путем издания правовых актов. Очень  важно, чтобы при таком большом  количестве государственных органов  была четко разграничена их компетенция, поскольку совпадение прав и обязанностей в данной сфере в последующем  может привести к столкновениям  по поводу разграничения компетенции  между органами государства. Как  пишет Г.А. Василевич, исходя из отечественной  практики, споры подобного рода возникают между Парламентом и исполнительными органами, и в этой связи данные споры подлежат рассмотрению в Конституционном Суде.

  1. Каждый орган государственной власти реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием тех или иных методов, которые определены нормативными актами. Например, основная форма работы палат Парламента является сессия. Палаты реализуют свои полномочия на совместных заседаниях депутатов (членов) палат.
  2. Все органы государственной власти составляют единю систему государственной власти.[4, с. 60]

Таким образом, орган государства – это составная часть механизма государства,  имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образуя при этом единое целое.[10, с. 271]

Система органов государства (аппарат государства) строится на следующих принципах:

  • иерархии;
  • территориальности;
  • специализации.

Принцип иерархии закрепляет подчинение нижестоящих  органов государства вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выражения суверенной власти государства в виде соподчиненных компетенций различных государственных органов, возглавляемых высшими органами, которые наделяются суверенными государственно-властными полномочиями.[8, с.262]

Принцип территориальности, в частности, подразумевает  деление исполнительных органов на республиканские и местные, а также создание организаций и подведомств на всей территории Республики Беларусь. Примером может быть создание Министерства внутренних дел Республики Беларусь, которому, в свою очередь, подчинены Минское городское управление внутренних дел, Минское городское управление внутренним дел на транспорте, далее ГУВД областей, РОВД, ОВДТ в городах, а также отделения и линейные пункты органов внутренних дел на транспорте.

Принцип специализации заключается в  разделении и создание органов государства  в соответствии с пределом их компетенции  и объемом полномочий на осуществление  той или иной деятельности. Например, по данному принципу строится судебная ветвь власти в нашей стране. Суды в Республике Беларусь представлены следующим образом: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, а также все подчиненные им суды.

 

3.1. Законодательные органы

Законодательные органы являются и представительными одновременно, поскольку на основе выборов народ передает власть своим избранникам право представлять его интересы на высшем государственном уровне. Это явление дает право говорить о том, что, по сути, представительные органы являются первичными в механизме государства, они обладают рядом приоритетов перед остальными видами органов и данные органы должны признаваться верховными. Они устанавливают общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Ошибочно  мнение, что законодательные органы занимаются только принятием нормативных  правовых актов. Помимо их основной деятельности они могут формировать судебные органы, осуществлять контроль за работой  высшего исполнительного органа. Однако, немаловажную роль оказывают на деятельность законодательного органа другие органы. Например, суд, который может признать неконституционным принятый нормативный правовой акт.

Таким образом, законодательные органы – это  государственные представительные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти.

Высшим  государственным законодательным  органом является парламент. Парламент – это высший орган народного представительства, который выражает суверенную волю народа, призван регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом, путем принятия законов осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти высших должностных лиц. Только он правомочен выражать волю народа путем правотворчества. В разных странах мира парламент именуется по-разному (в Республике Беларусь Парламент – Национальное собрание, в Латвии – Сейм, в Нидерландах – Генеральные штаты). По своей структуре парламент может быть как однопалатным, так и двухпалатным. Это может определяться формой государственного устройства. Как правило, двухпалатные парламенты в федеративных странах. Они состоят из нижней и верхней палат, которые обладают примерно одинаковыми полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат, в ФРГ – это Бундестаг и Бундесрат). Но могут встречаться двухпалатные парламенты и в унитарных государствах (Республика Беларусь, Афганистан, Бельгия). Это обусловлено тем, что одна из палат имеет достаточно обширные полномочия и для их ограничения создается вторая палата. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран роспуску подлежат только нижние палаты.[9, с. 416]

Однопалатные  парламенты создаются в небольших  по территории странах или в странах  с сравнительно однородным национальным составом (Греция, Дания, Исландия).

  Руководство парламентом осуществляется единолично, иногда создаются коллегиальные органы. Председатель парламента представляет его во взаимоотношениях с другими органами, руководит сессиями, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д.

Парламент и каждая палата на весь срок своих  полномочий образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные). Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача – выработка согласованных  решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном  рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.[9, с. 416]

Парламент может издавать законы как при  участии главы государства, так  и самостоятельно. Также он вправе решать вопросы, касающиеся государственного бюджета, обороны страны, внешнеполитической деятельности государства. Достаточно важным правом парламента, играющим далеко не последнюю роль в механизме  государства, является право на  контроль за деятельностью правительства и президента, привлечение к ответственности и  создание комиссий для расследования.

Парламент принимает участие в назначении высших должностных лиц, тем самым  он осуществляет контроль над исполнительной и судебной властью. Так, парламент может назначать судей, а самое главное – назначать главу государства. Данное право назначения главы государства действует в парламентских республиках. В некоторых странах глава правительства назначается или предлагается его кандидатура парламентом, а правительство в последствии ответственно перед парламентом.

Ответственность исполнительных органов заключается  в следующем:

  • глава государства может быть смещен с должности путем процедуры импичмента;
  • при уходе главы государства в отставку правительство слагает свои полномочия;
  • парламент может лишить мандата членов правительства и назначить новых;
  • роспуск парламента по представлению правительства или главы государства сопровождается ответственностью перед тем самым парламентом.

Деятельность  парламента определяется специально установленным  регламентом, в котором установлены  основные стадии законодательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Исполнительные органы

В отличие  от законодательной власти, носящей  первичный, верховенствующий характер, исполнительная власть имеет по своей  сути вторичный, производный характер.[9, с. 417]Это происходит потому что вся деятельность, а также принимаемые акты исполнительных органов должны соответствовать действующему законодательству страны, которое, как было сказано  выше, принимается парламентом. К исполнительным органам относятся глава государство, правительство и его органы на местах.

Глава государства – это должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов государства, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации государства (народа и государства).

Статус  главы государства зависит от формы правления государства  и политического режима. Глава  государства  может рассматриваться  как неотъемлемая часть парламента (монарх в Великобритании, президент  в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо только как лицо, являющееся главой государства. Глава  государства может быть как единоличным, так и  коллегиальным. В первом случае понимается монарх или президент, во втором – постоянно действующий  орган государства. В различных сферах главы государства наделяются полномочиями,   которые можно поделить на несколько групп:

  1. Представительские полномочия.
  2. Полномочия, связанные с управлением делами государства.
  3. Полномочия в сфере правового статуса личности.
  4. Чрезвычайные полномочия.

Что же касается роли главы государства в механизме  государства, то он уполномочен созывать сессии парламента, опубликовывать законы, распускать палаты парламента (в частности, нижней), иногда обладает возможность  применять право вето. Глав государства  формирует правительство, может увольнять министров, назначать судей, предоставлять гражданства и убежище, награждать, помиловать осужденных и т.д., но реально осуществление этих полномочий целиком и полностью зависит от формы правления, реального положения главы государства.[12, с. 120] Кроме того, некоторые полномочия могут осуществляться с согласия парламента или правительства, а если это принятые президентом акты, то может потребоваться подпись министра. Глава государства является арбитром при разрешении споров между государственными органами.

Правительство – это орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную власть в стране.[12, с.147] Как правило, говоря о правительстве, имеют в виду коллегиальный орган, осуществляющий руководство внутренней и внешней политикой. Правительства дифференцируются по принципу партийности (партийные и беспартийные), в зависимости от степени поддержки со стороны парламента (правительство большинства и правительство меньшинства). Правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного порядка, гарантировать права и свободы человека, защиту внешних интересов государства. На него возложено осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Компетенция правительства достаточна широка и многообразна, она охватывает все сферы общественной жизни. Правительство направляет деятельность всех министерств и ведомств, назначает на высшие гражданские и военные должности. Правительство обладает законодательной инициативой, причем большинство принятых актов, вносилось на рассмотрение по инициативе именно правительства. Правительство может контролировать деятельность парламента, особенно это касается принятия государственного бюджета. Правительство дает ряд указаний о проведение дипломатических переговоров без согласия парламента. Правительство участвует в ратификационном процессе, эти грамоты подписываются главой государства, скрепляются подписью премьер-министра. Также парламент решает вопросы войны и мира, в его распоряжении находятся вооруженные силы.

Информация о работе Механизм государства