Маркс и Энгельс и их коммунистическая идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:26, реферат

Описание работы

К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под идеологией понимали: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов («...считает, что идеи господствуют над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определённые мысли — таинством материального мира...» 2) соответствующий этой концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за саму действительность.

Содержание

Введение

1.Предпосылки возникновения коммунистической идеологии

2.Идеология марксизма.

3.Марксизм и коммунистическая идеология – синонимы.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.docx

— 38.22 Кб (Скачать)

К основным положениям марксизма относится учение о  базисе и надстройке. Базис –  экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Маркс писал, что прогрессивными эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, причем буржуазные производственные отношения – последняя антагонистическая форма общественного производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.

Обосновывая необходимость  и близость насильственной коммунистической революции, Маркс и Энгельс утверждали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими производственными отношениями, они считали пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти.

В "Манифесте коммунистической партии" изложена программа пролетарской революции: "Первым шагом в рабочей  революции является превращение  пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Об идее диктатуры  пролетариата Маркс и Энгельс  потом писали неоднократно. Существенные новшества, внесенные ими в эту  идею, состояли в следующем. В работе "Критика Готской программы" (1875 г.) Маркс рассматривал две фазы коммунистического общества, на первой из которых "в обществе, основанном на началах коллективизма", сохранится "узкий горизонт буржуазного права" в связи с распределением по труду. На второй, высшей, фазе коммунизма, когда  осуществится принцип распределения "по потребностям", отпадет надобность в праве и государстве. Упоминание в этой работе и о диктатуре  пролетариата, и о "будущей государственности  коммунистического общества" впоследствии создало ряд теоретических неясностей об исторических рамках диктатуры пролетариата и даже породило идею "общенародного  государства", против которой Маркс  энергично возражал в той же самой  работе.

В ряде работ Маркс  и Энгельс одобряли Парижскую  коммуну 1871 г. В работе "Гражданская  война во Франции" Маркс высоко оценивал мероприятия Парижской  коммуны. Отмечая ряд особенностей Коммуны Парижа, свойственных ей как  традиционному органу городского самоуправления (право отзыва депутатов, их обязанность  отчитываться перед избирателями, выборность и сменяемость всех должностных  лиц, соединение в Совете коммуны  законодательных и исполнительных функций и др.), Маркс писал, что "Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией... Она была, по сути дела, правительством рабочего класса... Она была открытой, наконец, политической формой, при которой  могло совершиться экономическое  освобождение труда".

Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания  политической власти (государства) в  коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко  защищалась Энгельсом, называвшим государство  злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить  в будущем обществе государство "в музей древностей, рядом  с прялкой и с бронзовым  топором".

По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый  характер. В "Манифесте коммунистической партии", риторически обращаясь  к буржуазии, они писали: "Ваше право есть лишь возведенная в  закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными  условиями жизни вашего класса".

Классовый подход к  государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетарской коммунистической революции: "Пролетариат  основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии". В "Манифесте коммунистической партии" изложена программа пролетарской революции: "Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии  шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках  государства, т.е. пролетариата, организованного  как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму  производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения". Там же перечислены конкретные мероприятия, необходимые для переворота во всем способе производства (отмена права наследования, высокий прогрессивный налог, конфискация имущества эмигрантов и мятежников, монополизация государственного банка, подчинение производства плану, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия, и др.).

В начале 50-х гг. Маркс  назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата, ссылаясь на О. Бланки. "Этот социализм, – писал Маркс о революционном коммунизме Бланки, – есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых-различий вообще".

Другие дополнения и уточнения идей коммунистической революции и диктатуры пролетариата состояли в суждениях о темпах и формах развития революции. В 70-е  гг. Маркс говорил о возможности  мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии и США (предположительно сказано  о Голландии), где не было развитого  военно-бюрократического аппарата исполнительной власти. Энгельс в 90-е гг. писал, что  можно "представить себе" (чисто  теоретически) мирное осуществление  требований социалистической партии в  демократических республиках (Франция, Америка) или в таких монархиях, как Англия.

Мысли о возможности "легальной" пролетарской революции  подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса – во "Введении" к "Классовой  борьбе во Франции с 1848 по 1850 г." К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Отнюдь не отвергая возможности  в будущем уличных боев пролетариата и протестуя против сокращения рассуждений  об "уличных боях" в своем "Введении", опубликованном в газете "Форвертс", Энгельс пишет об успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности рабочей партии больше, чем нелегальной, успехов на выборах гораздо больше, чем успехов восстания. Использование рабочим классом представительных учреждений и всеобщего избирательного права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не таким, каким виделся в 1848 г., – история свидетельствовала, что тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для устранения капиталистического способа производства. Мощная армия пролетариата еще и теперь (в 1895 г.), писал Энгельс, далека от того, чтобы добиться победы одним великим ударом – она принуждена медленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая позицию за позицией. Использование всеобщего избирательного права и экономический переворот откроют широким массам рабочих путь к политическому господству.

Маркс и Энгельс  разрабатывали и распространяли свою теорию в бескомпромиссной и  жестокой борьбе с другими социалистическими  и коммунистическими учениями. Большая  часть их произведений носит острополемический  характер, посвящена разоблачению буржуазной или мелкобуржуазной сущности иных социалистических и коммунистических теорий того времени. Уже в книге "Нищета философии" крайне резко  критикуется доктрина Прудона, в "Манифесте  коммунистической партии" все вообще социалистические и коммунистические теории той эпохи отвергаются  как реакционные, буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные, утопические и т.п. Активное неприятие и предвзято критический  настрой ко всем другим идеям и  теориям опирались на незыблемую уверенность в научности собственной  доктрины. Авторы "Манифеста коммунистической партии" открыто притязали на то, что только у них в теоретическом  отношении "перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения".

Однако марксизм, несмотря на все разногласия и  расколы его сторонников, избежал  судьбы доктринерских и догматических  теорий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков единомышленников. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного направления политико-правовой идеологии способствовало участие Маркса и Энгельса в деятельности Международного Товарищества Рабочих (Интернационала). Через эту организацию они получили возможность широкого для того времени идейного влияния на растущее рабочее движение, тем более, что еще с "Манифеста коммунистической партии" марксизм был твердо ориентирован не на какую-либо страну или группу стран, а на всемирную пролетарскую революцию. Распространению и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся под его прямым или опосредованным влиянием рабочие партии Германии, после внушительных успехов на выборах в рейхстаг получившие официальное признание. Марксистские идеи были популярны среди социалистов ряда стран Европы, причем Рабочая партия Франции с самого начала была создана на основе программы, составленной Марксом совместно с социалистами Ж Гедом и П Лафаргом.

Важную роль играло и то обстоятельство, что в политической жизни Западной Европы марксизм выступал в окаймлении социал-демократических  идей. Суть дела в том, что партии, поддерживавшие марксистскую критику  капитализма, соединяли ее с идеями социальной демократии и боролись за практическое улучшение жизни наемных  рабочих не в далеком будущем (после победы коммунистической революции), а уже в современном им обществе, при капитализме. "Манифест коммунистической партии" не утратил значения программного документа, однако стремление сторонников  марксизма опереться на социал-демократическое  движение привело к тому, что марксистскую теорию стали называть "научным социализмом", особенно после опубликования работ Энгельса "Анти-Дюринг" (1878 г.) и "Развитие социализма от утопии к науке" (1880 г.). «Манифестом Коммунистической партии» завершается процесс формирования марксизма и его философской основы — диалектического и исторического материализма. 

В борьбе за влияние  на рабочее движение немалое значение имела также теоретическая и  публицистическая деятельность Маркса и Энгельса, особенно опубликование  первого тома "Капитала", считавшегося последним словом политической экономии. 
 

Заключение

Историческое значение марксизма было и остается связанным  с деятельностью огромных масс людей -- пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория. Вместе со всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах.

В отличие от предшествующих идеологий, мировоззрение пролетариата не сводится ни в коей мере к защите узкоклассовых интересов. Оно раскрывает широкую панораму истории, определяет место каждого класса в социальной борьбе, раскрывает объективные закономерности общественного развития, коренящиеся  в способе производства, вырабатывает материалистический взгляд на историю. Именно поэтому идеология пролетариата носит научный характер, выступает  средством социального ориентирования масс.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с  ее революционной партийностью. В  противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунистическая идеология открыто провозглашает  свою партийность. Эта ее особенность  не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей  общественного процесса. Научная  идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Еще одна особенность  коммунистической идеологии состоит  в ее творческом характере. Ее сила в постоянном развитии, обогащении новым опытом. Коммунизм можно  строить только на базе научного осмысления прошлого, глубокого анализа настоящего и предвидения будущего. 

Литература

  1. 1Сайт http://feelosophy.narod.ru
  2. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. Собрание сочинений, 5 издание, т.23.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
  4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. - 623с.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.27.
  8. Краткий очерк истории философии,Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.М., изд-во «Мысль», 1971 г.
  9. О. Э. Лейст  ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
  10. Сайт ЭнциклопедияКоммунист.ру

Информация о работе Маркс и Энгельс и их коммунистическая идеология