Маркс и Энгельс и их коммунистическая идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:26, реферат

Описание работы

К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под идеологией понимали: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов («...считает, что идеи господствуют над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определённые мысли — таинством материального мира...» 2) соответствующий этой концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за саму действительность.

Содержание

Введение

1.Предпосылки возникновения коммунистической идеологии

2.Идеология марксизма.

3.Марксизм и коммунистическая идеология – синонимы.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.docx

— 38.22 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.Предпосылки возникновения  коммунистической идеологии

2.Идеология марксизма.

3.Марксизм и коммунистическая  идеология – синонимы.

Заключение

Список литературы

Введение

 К. Маркс и  Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под  идеологией понимали: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов («...считает, что идеи господствуют над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определённые мысли — таинством материального мира...» 2) соответствующий этой концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей  вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за саму действительность.

Ф. Энгельс, критикуя немецкого философа Е. Дюринга, писал, что «...философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее  самой, а из представления» .Таким образом, действительность предстаёт в идеологии в искажённом, перевёрнутом виде и Идеология оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В противоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «...на почве действительной истории...» . Методы научного анализа и критики идеологии даёт материалистическое понимание истории , согласно которому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. Идеология подчиняется общим закономерностям общественного сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.

Марксизм как идеология преобразовал социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология стала духовным орудием эксплуатируемых и угнетенных. Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология.

Основатели марксизма  подчеркивали, что для идеологий  приемлемо иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии преобразуются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к настоящим интересам. В силу собственной социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубочайшим искажениям в понимании публичной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств.

Чтобы создать научную идеологию рабочего класса и его философское мировоззрение, Маркс и Энгельс должны были прежде всего порвать с представлениями, господствовавшими в окружающей их среде, преодолеть те идеи, которые внушались им в семье, школе и т. д. Но одного разрыва с господствующей идеологией было недостаточно. Необходимо было теоретически осмыслить общественно-историческое развитие, классовую борьбу пролетариата, революционно-критически переработать достижения предшествующей общественной мысли. Все это можно было сделать, лишь встав на позиции рабочего класса, принципиально враждебные буржуазной идеологии. 

Предпосылки возникновения коммунистической идеологии

 Основоположниками и создателями   философской, экономической и социально-политической теории, которая оказала большущее влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX веков были К.Маркс (1818-1883 гг.) И Ф.Энгельс (1820-1895 гг.). В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К этому времени капитализм на Западе уже достиг зрелости и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развившиеся производительные силы общества вступили в конфликт с капиталистическими производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие производства. Наглядным примером этого явились периодически повторявшиеся экономические кризисы. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся классовой борьбе пролетариата с буржуазией. Эта борьба приобретала все более организованный характер.

 С развитием  классовой борьбы пролетариата  против буржуазии росла потребность  в теоретическом обосновании  необходимости коренного изменения  существующего строя, в учении, которое указывало бы, как и  в каком направлении осуществлять  эти изменения, какие общественные  отношения и учреждения должны  заменить существующие. В ответ  на эту историческую потребность  и возник марксизм как учение, объединяющее пролетариат и его  союзников в борьбе за социальную  справедливость, как теория революционного  преобразования действительности.

 В историческом процессе формирования философии марксизма следует отметить две основные стадии: 1) переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 г., и 2) разработку основных положений диалектического и исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма — «Нищеты философии» (1847) и «Манифеста Коммунистической партии» (1848).

Высшая цель марксизма -- разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, уничтожения отчуждения и несвободы людей.

 Марксизм есть ядро коммунистической идеологии.

Между марксизмом и  коммунизмом есть и общее, объединяющее, единое, и различное, особенное, отличающее их друг от друга.

Общее – с точки  зрения науки, теории, учения – что  коммунизм есть органическая часть  марксизма, входит в марксизм, объединяется марксизмом. Поскольку весь марксизм выражает диалектическую неразрывность, диалектическое единство теории и практики.

С точки зрения различий и отличий марксизм и коммунизм  выражают как бы разные качественные ступени этого единства теории и  практики. В марксизме перевес, преимущество имеет научная теория, опирающаяся  на практику, ориентирующаяся на практические изменения и преобразования и  воплощающаяся в практике. В коммунизме, исходной частью которого является марксистская теория, перевес, приоритет и доминирование  принадлежит практике – практическому  общественному движению и борьбе за освобождение труда, практическому  революционному переходу от господства капитала к господству труда, практическому  созиданию социалистической и коммунистической действительности.

Коммунизм есть качественно  особая составная часть марксизма, сконцентрированная на общественной, революционной, созидательной практике, и потому и завершающая марксизм и, как преимущественная практика, идущая дальше его в виде самостоятельного практического движения.

Идеология марксизма

Основоположником  коммунистической идеологии являлся  немецкий философ К. Маркс. Поэтому  часто эту идеологию называют по имени создателя — марксизмом. К. Маркс теоретически обосновал модель общества, свободного от частной собственности, эксплуатации и всех форм социального неравенства. Оно, по мнению философа, станет началом подлинной истории человечества. Коммунизм придет на смену прежним эксплуататорским обществам (рабовладельческому, феодальному, капиталистическому). Однако это произойдет не само по себе, а в результате классовой борьбы рабочего класса с буржуазией. Возникновение марксизма в середине XIX в. в Западной Европе было связано с появлением пролетариата, который сформировался вследствие произошедшего промышленного переворота. Учение К. Маркса стало идеологией пролетариата.

Марксизм представлял  собой радикальную идеологию, акцентировавшую  внимание на революционных методах  построения нового, коммунистического  общества. Преобладание революционных  методов преобразования социальной действительности вытекало из уверенности  марксизма в том, что возможно научное познание окружающей действительности и формулирование законов общественного  развития. Обладание знанием этих законов, считал К. Маркс, позволяет  видеть перспективу развития общества и наметить научно и практически  выверенные программы общественных преобразований. Схема исторического  прогресса строилась, исходя из признания  обусловленности общественных изменений прежде всего изменениями в сфере материального производства, а также влиянием культурных, социальных, экономических, психологических, исторических и других факторов. Поэтому весь исторический прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических формаций. Однако если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются в недрах предшествующей на базе частной собственности, то коммунизм (его первая фаза — социализм) создается на принципиально иной экономической основе — общественной собственности. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба были обусловлены сохранением частной собственности в руках буржуа. Революционный переход от капитализма к социализму предполагал экспроприацию частной собственности и установление диктатуры пролетариата.

Марксизм  и коммунистическая идеология - синонимы.

Обобщая свои выводы, Маркс и Энгельс создают концепцию  идеологии. Духовное творчество -- философское, политическое, правовое, религиозное -- является идеологическим искажением реальности в той степени, в какой оно претендует на самостоятельную и первичную (направляющую) роль в жизни общества. И это проявляется независимо от классовой -- радикальной ли, консервативной -- его ориентации. Идеология всегда только сопровождает -- содействует или препятствует -- реальности, которой она подчинена и в которую входит. Изменяется жизнь в реальном ее течении соответственно изменяются и взгляды людей, подстраивается соответствующая идеологическая форма осознания и выражения этих изменений (часто весьма неадекватная).

В «Немецкой идеологии» (1845-1846) Маркс и Энгельс исследуют  вопрос о роли производства в развитии общества, формулируют понятия производительных сил и производственных отношений («форм общения», по тогдашней терминологии Маркса и Энгельса), рассматривают классовую борьбу как закономерное явление, обусловленное частнособственническими производственными отношениями, указывают на закономерность социальных революций и неизбежность перехода к бесклассовому обществу через коммунистическую революцию. ». Выделим самое существенное. Преодоление социального разделения труда, отчуждения, господства частной собственности возможно для коммунистически ориентированного индивида как результат, во-первых, сознательного стремления к освоению всего мира культуры, универсализации сфер деятельности, к сколь можно более разностороннему общению, смене социальных видов деятельности и т. д.; во-вторых, радикального «выхода» из сферы частнособственнических стимулов и механизмов жизнеустройства, неприятия всей «старой мерзости».

Такая перспектива  индивидуального развития не имеет, естественно, ничего общего с философской  моралисткой, ограничивающейся моральными призывами и утешениями, капелькой  «целительного бальзама для бедной, бессильной души, погрязшей в убожестве  окружающего» 
Программным документом коммунистического движения до сих пор остается "Манифест Коммунистической партии", написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в качестве программы Союза  коммунистов, и впервые опубликованный в Лондоне в феврале 1848 г. отдельным изданием на 23-х страницах. "Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира" (Ленин). Надо отдать должное литературным способностям авторов: она с интересом читалась людьми разного уровня образования, а первая фраза вступления стала крылатой.

Призрак бродит по Европе —  призрак коммунизма.

Краеугольный камень идеологии закладывается первой же формулой:

История всех до сих пор  существовавших обществ  была историей борьбы классов.

Дело в том, что  значительная часть "Манифеста коммунистической партии" текстуально совпадает  с составленным сен-симонистами "Изложением учения Сен-Симона" при непременной  замене авторами "Манифеста" слова "эксплуатация"-термином "борьба». Это был, скорее всего, полемический прием, призванный подчеркнуть активное, наступательное начало, лежащее в основе того варианта коммунистической идеологии, сторонниками которого были Маркс и Энгельс. Влияние на авторов манифеста оказала также философия Гегеля. Важнее то, что многие положения политико-правовой идеологии, которые порой считаются достоянием исключительно марксистской теории, были известны и широко распространены во французской социалистической и коммунистической литературе 20—40-х гг. XIX в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры на период перехода от капитализма к социализму или к коммунизму, а также идея отмирания государства при коммунизме. Все перечисленные положения, однако, были включены в систему логически связной и достаточно оригинальной доктрины, разработанной Марксом и Энгельсом . Влияние на авторов манифеста оказала также философия Гегеля.

 Основное содержание документа сводиться к следующему : 1) главной движущей силой общественного прогресса является классовая борьба, а основным содержанием современной авторам эпохи-классов борьба между буржуазией и пролетариатом, которая рано или поздно должна привести к победе пролетариата; 2) возглавить классовую борьбу должны коммунисты.

Чтобы обосновать неизбежность смены капитализма социализмом, было разработано учение о формациях исторического процесса. В основе каждой формации положен способ производства, который, в свою очередь , предопределяется уровнем развития производительных сил. Таким образом, по мере развития производительных сил человечество проходит 5 формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и наконец-коммунистический.

 По мнению Маркса  и Энгельса, коммунизм - это общество свободно сознательных тружеников, где установится общество самоуправления, а государство отомрет, где не будет классов, а социальное равенство достигнет воплощения в принципе «от каждого по способностям, каждому-по потребностям». Составными элементами коммунистической идеологии является принципы коллективизма, общество существует на средства производства, солидарности, социального равенства, справедливости, ликвидация классового разделения общества.

Информация о работе Маркс и Энгельс и их коммунистическая идеология