Логическая структура правовой нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Государственно-властное веление, получающее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Нормативное предписание может выражаться по-разному, в том числе и как управомочивающее (т.е. не обязательно в виде запрета или обязанности). Иногда нормативное предписание понимают как часть так называемой логической нормы, которая может конструироваться из предписаний, содержащихся в разных статьях одного либо нескольких нормативных актов.

Работа содержит 1 файл

ТГП. Курсовая. структура правовой нормы..doc

— 78.50 Кб (Скачать)

     Санкция — это структурный элемент  нормы права, предусматривающий  последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.

Санкция предусматривает определенные нежелательные  последствия различного характера, наступающие для лица, нарушившего  диспозицию данной нормы. Санкция —  это вид и мера юридической ответственности правонарушителя, это наиболее подвижная часть нормы права.

Наука правоведения подразделяет все санкции  на следующие виды:

1. По  признаку отраслевой принадлежности:

а) уголовно-правовые санкции — это наказания, которые  предусмотрены УК РФ;

б) административно-правовые санкции — это наказания, которые  предусмотрены КоАП РФ;

в) дисциплинарно-правовые санкции — это наказания, которые  предусмотрены ТК РФ;

г) гражданско-правовые санкции — это наказания, которые  предусмотрены ГК РФ.

2. По  характеру последствий:

а) правовосстановительные (возместительные) — это санкции, изложенные в рамках гражданского, финансового, трудового и процессуального  права;

б) штрафные — это санкции, изложенные в рамках уголовного и административного  права.

3. По  признаку степени определенности:

       а) абсолютно-определенные санкции — данные санкции указывают меру государственного воздействия, юридической ответственности (штраф 1500 рублей).

       Абсолютно определенной в теории называется санкция, которая имеет точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным органом, ее применяющим. Примерами служат санкции гражданского права, требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции административного права, устанавливающие точную величину штрафа, который должен уплатить правонарушитель.

       б) относительно-определенные санкции  — устанавливают низший и высший (либо только высший) пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы).  Или только высший (до 10 лет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

       Относительно  определенной является санкция, в которой установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Примерами служат большинство санкций уголовного права, многие санкции административного права. Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.

в) альтернативные санкции — предлагают из двух или нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один, наиболее соответствующий признакам правонарушения (преступления).

       Альтернативные  санкции объединяют несколько видов различных санкций, а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет. Примером может служить ст.172 УК РСФСР, в соответствии с которой халатность должностного лица наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до одного года, или увольнением от должности.

      Следует иметь в виду, что реально ни одна из юридических норм не действует  изолированно. Только при системном  их взаимодействии возможно достижение желаемого эффекта. Это сказывается  не только на содержании, но и на регулятивных возможностях, отраслевой значимости и других особенностях правовых норм. Поэтому рассмотренная структура нормы наиболее характерна для ном – правил поведения. Менее очевидна она у норм-принципов, норм – целей, норм-дефиниций, закладывающих основы, юридический микроклимат для целой серии норм – правил поведения. Они являются одним из необходимых условий для их действия.

     В связи с различной специализацией и целевой направленностью правовых норм в юридической литературе утверждается существование двухчленной структуры норм, отражающей: 1) условия (жизненную ситуацию), в которой оказались субъекты и 2) юридические последствия, разрешающие эту ситуацию. Поэтому в регулятивной норме структурными элементами являются гипотеза и диспозиция, обеспечивающие полноценное регулирование позитивных отношений. В использовании санкций здесь просто нет необходимости. В охранительной норме, которая используется в связи с совершением правонарушения и необходимостью определения меры юридической ответственности, структурными элементами являются диспозиция и санкция.

     В этой связи некоторые ученые постоянно  акцентируют внимание на факультативном значении санкций юридической нормы. Действительно, всякая структура это  не только и не столько органически  целостная совокупность определенных элементов в пространстве, сколько последовательная взаимосвязь этих элементов, обеспечивающая на основе необходимого ритма их взаимодействия процесс эффективного функционирования явления в целом, его взаимодействие с окружающей средой по поводу достижения поставленной перед явлением цели.

       Потребность в конкретной удовлетворяется  достижением того позитивного  результата, к которому стремились  участники регулируемой ситуации  и, который предлагался законодателем,  принимавшим норму. Обеспечение действия нормы тоже чрезвычайно важно и значимо. Однако оно вторично, так как потребность в нем возникает лишь при затруднении реализации предлагаемого правила. Причем это обеспечение осуществляется в основном использованием экономических, информационных, политических и тому подобных позитивных средств. Лишь в экстремальных ситуациях при нарушении нормы возникает потребность в обеспечении государственным принуждением, которое регламентируется уже другой охранительной нормой. Поэтому, на мой взгляд, в качестве третьего элемента теоретической конструкции нормы было бы целесообразно выделить меры, обеспечивающие реализацию нормы. 

Логическая  структура правовой нормы 

      Нормативная концепция права основана на представлении, что в праве нет ничего юридического, кроме определений юридических фактов и правовых состояний (включая статусы субъектов права), субъективных прав и обязанностей участников правоотношений, запретов и санкций за их нарушение – того, что составляет содержание правовых норм. Для практики применения права и правотворчества в нашей стране, где основным источником  (формой) права являются нормативно-правовые акты, имеет первостепенное значение понятие о праве как о системе норм. Объективно существующие

Эта структура  выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов, которые в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование общественных отношений. Набор элементов логической нормы таков, что он позволяет ей быть «автономным», относительно обособленным регулятором, аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования общественных отношений.

      В соответствии с этим логическая норма  включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

        а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность наймодатедя по содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (наймодателя) возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а  у другого (нанимателя) - право требовать исполнения этой обязанности. 

        б) диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает что наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель в случае неисполнения наймодатепем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

      в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции — побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

      Санкция называет поощрительные или карательные  меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

      Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки. 

Структура нормы-предписания. 

Это-структура  первичных частиц правовой материи, находящих прямое выражение в  тексте нормативного акта. 

     Нормы-предписания как клеточки  единого организма выполняют  внутри него различные задачи, разные операции. Поэтому трехчленная схема, имеющая существенное значение для, характеристики логических норм, не соответствует структуре реальных норм-предписаний. Структурное построение норм-предписаний отражает главное, что свойственно первичному звену нормативной системы - обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного нормирования поведения людей.

       С учетом специализации права  для юридической нормы-предписания  характерно структурное типическое  построение, выражающее жесткий  закон организации ее содержания и состоящее из двух основных элементов:

а) гипотезы - части нормы, указывающей на те условия, т. е. фактические обстоятельства, при наступлении или не наступлении которых норма вступает в действие;

б) диспозиции или санкции - части нормы, указывающей на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных (правоустановительных) нормах эта часть нормы называется диспозицией; она образует содержание самого правила поведения, указывает на права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В охранительных нормах рассматриваемая часть носит название санкции; она указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к правонарушителю.

        Элементы нормы-предписания условно можно расположить по схеме: «если-то».

      Указанные две части нормы-предписания являются ее обязательными элементами. Правовое веление непременно должно содержать  указания на его суть, т.е. на юридические  последствия, и на условия их наступления. Следовательно, норм-предписаний без гипотез существовать не может. В любых, самых специализированных правовых предписаниях так или иначе указывается на условия, при которых они действуют. Иными словами, любое правовое предписание можно изложить по формуле: «если - то». ,

        Важно обратить внимание на  то, что регулятивные нормы-предписания  неизбежно, по неумолимой логике  юридического регулирования, внутренне,  а иногда и текстуально связаны,  функционируют в единстве с  охранительными предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических норм, где есть все три элемента - гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко с несколькими регулятивными нормами-предписаниями скоординировано одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписанию.  
 

       Ознакомление  с разновидностями элементов юридической нормы дало возможность наглядно продемонстрировать, что она собой представляет и как действует. Даже простое описание структуры нормы позволяет убедиться, что это — не произвольная логическая конструкция, а выражение объективной структуры права на ее первичном уровне. 
 
 
 
 

Информация о работе Логическая структура правовой нормы