Логическая структура правовой нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Государственно-властное веление, получающее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Нормативное предписание может выражаться по-разному, в том числе и как управомочивающее (т.е. не обязательно в виде запрета или обязанности). Иногда нормативное предписание понимают как часть так называемой логической нормы, которая может конструироваться из предписаний, содержащихся в разных статьях одного либо нескольких нормативных актов.

Работа содержит 1 файл

ТГП. Курсовая. структура правовой нормы..doc

— 78.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Норма права – особая разновидность  социальных норм. От норм морали, норм каких-либо отдельных (не государственных) социальных общностей ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В - третьих, правовая норма отличается от других субъектов своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается только государством. До того она может существовать, может обосновываться ученым, ею могут руководствоваться участники общественных отношений, но пока полномочные органы не признали ее, данную норму нельзя рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличительный признак правовой нормы – обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

     Под нормой права понимается признаваемой и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призваны регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

     Норма права – критерий правомерности  поведения. В силу этого приобретают  значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отношений, формулированием более общих правил, охватывающих суть правовой материи.

     Какое-то время содержание правовой нормы  может оставаться без текстуального  выражения. Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права  и обязанности, однопланово трактовать свое поведение и поведение своего партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в процессе словесно-знаковой материализации воли участников общественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых.

     Государственно-властное веление, получающее логически завершенное, формально определенное закрепление  в официальном тексте, выступает  в качестве нормативного предписания. Нормативное предписание может выражаться по-разному, в том числе и как управомочивающее (т.е. не обязательно в виде запрета или обязанности). Иногда нормативное предписание понимают как часть так называемой логической нормы, которая может конструироваться из предписаний, содержащихся в разных статьях одного либо нескольких нормативных актов. Тем самым нормативное предписание как бы отождествляется со словесным оформлением государственной воли в статье нормативного акта. Возможно, в этом есть свой резон, если учитывать, что одни  предписания призваны в первую очередь выразить суть правила, другие – условия применения данного правила, третьи – последствия несоблюдения государственной воли. Однако полное представление о правовой норме дает именно ее целостное восприятие, уяснения всех элементов логической структуры. 
 
 
 

Понятие структуры нормы  права. 

     Структура нормы права является формой ее внутреннего  содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

      Глубокое, разностороннее влияние на структуру  нормы права оказывает выделение  правоохранительных правовых предписаний. Изучение истории законодательства показывает, что развитие правовых систем неизбежно выражается в обособлении предписаний, регламентирующих юридические санкции. Такого обособления требует дифференциация мер государственно-принудительного воздействия, необходимость нормативно закрепления разнообразных фактических условий объективных и субъективных.

      Выделение правоохранительных предписаний только отражается на структуре регулятивных норм состава которых «выводятся»  указания на государственно-принудительные меры обеспечения), но и влечет за собой формирование самостоятельных правоохранительных институтов, а следовательно, влияет на структуру права более высоких уровней. Существенное воздействие на структуру права оказывает и обособление общих правовых предписаний, в которых закрепляются правые понятия, принципы, правовое положение субъектов, общие условия совершения тех или иных юридических действий и т. д.

      Будучи  составной частью более широкой  проблемы вопрос о структуре юридической  нормы имеет свое вполне самостоятельное значение. Здесь (как и при характеристике видов юридических норм) перед нами микроструктура права. В ней в отличие от макроструктуры - подразделения права на отрасли и институты (система права) - не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в структуре нормы и видах норм проявляются те специфические функции, которые выполняют юридические нормы как первичное звено структуры права, — обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного нормативного регулирования общественных отношений. А отсюда в рассматриваемых вопросах большее значение приобретают юридико-техническая сторона, конструктивные моменты организации содержания нормы, т. е. то, что относится к догме права.

      Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой  схеме - нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.

        Норма-предписание воплощает государственное веление в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового регулирования. Логическая же норма характеризует бытие и связь конкретных предписаний, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее качества.

        Внутреннее строение, связь элементов,  образующих структуру нормы, отличаются  инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью».  Причем эти элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах  иерархической зависимости, как это характерно в основном для связи элементов внутри отраслей и институтов права, а на началах синтетической зависимости при которой отсутствие хотя бы одного из необходимых элементов приводит к разрушению данной целостности - юридической нормы. 

Структура правовой нормы. 
 

     Особенности, содержание и назначение большей  части правовых норм — правил поведения  — тесно связаны с их структурой, внутренним строением, состоящим из трех элементов. Таким образом, норма  права структурно состоит из трех частей: гипотеза, диспозиция и санкция. Иными словами, структура правовой нормы может быть выражена следующей формулой: «если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция)».

     Гипотеза  — это структурный элемент  нормы права, указывающий на жизненные  условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции. Гипотеза — это предпосылка практического функционирования нормы права, ее претворения в жизнь в форме правоотношения. Гипотеза устанавливает обстоятельства и сферу действия нормы права, круг субъектов регулируемых отношений.

Вообще, наука правоведения делит гипотезы на следующие виды:

1. По  признаку структурного строения:

а) простые  гипотезы — предполагают какое-либо одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы (ст.242 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) – неизменность состава суда как условие обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель принимают меры по установлению событий преступления, изобличению лица или лиц виновных в совершении преступления).

б) сложные  гипотезы — связывают действие нормы  права с наличием двух и более  условий; разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, при которой для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в гипотезе условий (п.1 ст.72 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) – родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка).

2. По  признаку формы выражения:

а) абстрактные  гипотезы — указывая на условия  действия нормы права, акцентируют  внимание на их общих, родовых признаках. Данные гипотезы указывают не на частные обстоятельства, конкретные формы и способы нарушения нормы права, а на общие;

б) казуистические гипотезы — связывают реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями.

       Недостатки казуистической гипотезы очевидны: ее употребление ведет к чрезмерному увеличению числа юридических норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических определений. Сколько бы ни предусматривалось отдельных случаев, всегда найдется еще один, казуистической гипотезой не предусмотренный. Абстрактная же форма охватывает все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них.

       Гипотезы  могут различаться и по степени  их определенности. С абсолютно определенной гипотезой мы сталкиваемся тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты.

       Абсолютно неопределенная гипотеза встречается тогда, когда сама норма не включает определений фактов,  обусловливающих ее применение. Она предоставляет какому-нибудь органу власти делать это самому "в необходимых случаях". В чем заключаются названные "необходимые случаи", никоим образом не раскрывается.

       Относительно  определенная гипотеза имеет место  тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо условием. Например, целый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения чрезвычайного положения и т.д.

       Иногда, гипотезы подразделяют на односторонние  и двусторонние. Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания применения нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятельства. Например, все нормы особенной части УК РСФСР имеют односторонние гипотезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в действие данную юридическую норму. При этом, конечно, предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера тех обстоятельств, которые заставили "работать" тот или иной нормативный акт. Так, ч.2 ст. 158 ГПК РСФСР устанавливает, что при неявке сторон в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову, суд оставляет иск без рассмотрения. Следовательно, если стороны не явились по уважительным причинам, дело производством не прекращается, но лишь откладывается его разбирательство.

      Диспозиция  — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основой регулирующей частью нормы, ее ядром. Диспозиция – часть нормы, содержащая права и обязанности адресатов, предписывающая, как должен (может) действовать субъект, попавший в условия, обозначенные в гипотезе, определяет само правило поведения. Устанавливая между субъектами связи субординации или партнерства, она моделирует их последующее взаимодействие в реальной действительности.

      Как и гипотезы, диспозиции бывают простые  и сложные:

а) простые  предполагают один вариант поведения (п.1 ст.89 СК РФ: супруги обязаны материально поддерживать друг друга).

б) сложные  – несколько (ст.197 УПК РФ: следователь  вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения  эксперта по поводу проводимых им действий).

Причем  сложные диспозиции могут быть кумулятивными  и альтернативными. По степени определенности диспозиции бывают абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и неопределенными («вести себя должным образом»).

       По  способу выражения правил поведения  диспозиции подразделяются на простые, описательные, ссылочные и бланкетные. Рассмотрим их более подробно на нормативном  материале уголовного права Российской Федерации.

       Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, при чем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны. Описательная диспозиция включает в себя не только наименование преступного деяния (например, кража), но и перечень его основных признаков (в нашем примере отличительным признаком кражи является то, что она — тайное похищение чужого имущества, в отличие от грабежа, который определяется как "открытое похищение чужого имущества").

       Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет установление их специально указанным органам. Например, ст. 88  УК РСФСР объявляет преступным нарушение правил о валютных операциях, устанавливаемых финансовыми органами государства.

       Ссылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту.

Информация о работе Логическая структура правовой нормы