Классификация правовых статусов
личности в первую очередь
проводится по сфере действия
и структуре правовых систем.
Различают:
1)Общий универсальный (международный)
правовой статус личности включает
в себя помимо внутригосударственных,
права, свободы, обязанности и гарантии,
выработанные международным сообществом
и закрепленные в международно – правовых
документах. К ним следует отнести Международный
билль о правах человека, который нередко
называют Всемирной хартией прав человека.
Билль включает в себя Всеобщую декларацию
прав человека от 10 декабря 1948г., ныне основной
международный документ о неотъемлемости
и нерушимости прав и свобод, Международные
пакты об экономических, социальных и
культурных правах, и о гражданских и политических
правах 1966г., а так же Факультативные протоколы.
Защита международного статуса
личности предусмотрена как внутренним
законодательством, так и международным
правом. Например, в ст. 15 Конституции
РФ предусмотрена возможность
применения правил, установленных
нормами международного права и международными
договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия
по правам человека, которая согласно
Положению о ней от 24 сентября 1993г. компетентна
рассматривать как письменные запросы
государств по вопросам нарушения прав
человека, так и индивидуальные и коллективные
обращения любых лиц, исчерпавших все
доступные внутригосударственные средства
правовой защиты;
2)Основной правовой (конституционный)
статус личности объединяет главные
права, свободы, обязанности и
их гарантии, закрепленные в основном
законе страны. Его характерным
признаком является стабильность,
которая обусловлена особенностями
самой человеческой жизни и
предполагает установление в
обществе нормального правопорядка,
предсказуемых и разумных изменений,
обеспечивающих сохранение генофонда
страны, темпы производства материальных
и духовных ценностей, свободное развитие
личности. Как любая основа, на которой
образуются новые качества, конституционный
статус должен обладать устойчивостью,
его существование должно длиться до тех
пор, пока основные общественные отношения
не изменятся в корне и большинстве своем.
Основной закон страны фиксирует внутригосударственный
объем правомочий человека и гражданина,
что и составляет, по итогам Конституции
РФ, «основы правового статуса личности»
(ст.64). Они сформированы с учетом мировых
стандартов в области прав человека и
общенациональных интересов государства
и его особенностей, отражают пределы
государственного вмешательства в частную
жизнь личности, содержат конституционные
и иные механизмы обеспечения прав и свобод,
а так же принципы их дальнейшего развития
в нормативно – правовой системе государства.
Стабильность конституционного статуса
личности зависит от того, насколько полно
он соответствует фактическим общественным
отношениям, и от того, какой порядок принятия,
отмены соответствующих норм и внесения
в них изменений закреплен в законе. Конституция
РФ в ст.135 содержит некоторые гарантии
стабильности статуса, определяя достаточно
сложный порядок пересмотра статей гл.2,
содержащих нормы о правах и свободах
человека и гражданина;
3)Межотраслевой правовой статус
личности содержит правовые возможности
и обязанности людей в сфере
действия материального и процессуального,
публичного и частного права,
отраслевых семей в праве, связанных
между собой общностью предмета
и метода (способа) правового регулирования.
Например, процессуально-правовой статус
личности определяет общие правомочия
лиц вовлеченных в процедуры
судебных дел. Частно правовой
статус личности аккумулирует
права и обязанности брачно
– семейных или имущественных
и др. отношений;
4)Отраслевой правовой статус
личности состоит из правомочий и других
компонентов, опосредованных отдельной
или комплексной отраслью правовой системы
– гражданским, трудовым, административным
правом и др.;
5)Родовой (специальный) правовой
статус личности связан с постоянными
изменениями людей как субъектов
права, в связи с чем они
могут, либо получать дополнительные
правомочия, либо быть ограниченными
в них. Специальный статус личности
отражает, в основном, специфику
правового положения отдельных
категорий людей: военнослужащих,
пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего
Севера и др.;
6)Индивидуальный правовой статус
определяет особенности правового
положения отдельно взятого лица
в зависимости от его возраста,
пола, профессии, участия в управлении
государственными делами и т.
п.
Существует классификация по степени
юридической связанности с государством,
бывают: правовой статус граждан, лиц с
двойным гражданством; лиц обладающих
союзным гражданством; иностранных граждан;
беженцев; лиц без гражданства; лиц, которым
предоставлено право убежища.
Правовой статус граждан основан
на признании людьми устойчивой
правовой связи с государством.
Граждане государства наделены
наиболее широким кругом политических,
социальных, экономических и культурных
прав, однако именно они несут
и важнейшие обязанности предусмотренные
законодательством страны.
Правовой статус лиц с двойным
гражданством (бипатридов) предусматривает
наличие у лица правовых связей с
двумя и более государствами. На бипатридов
распространяются практически равные
государственные права и обязанности
в двух государствах. Однако есть и оговорки.
Все зависит от договоренностей этих стран
в отношении двойного гражданства.
Правовой статус лиц с союзным
гражданством оговаривается вхождением
ряда стран в межгосударственные
союзы, предоставляющих или намеревающихся
предоставлять гражданам государств-членов,
ряд общих для всех них правомочий
на объединенном правовом пространстве.
Это право избирать единый
законодательный орган, право
беспрепятственного передвижения
по территории союзных стран-государств,
и конечно граждана должны
соблюдать правила и предписания,
содержащиеся в союзных нормативных актах.
Правовой статус иностранных
граждан распространяется на
лиц, из других государств законно
находящихся на территории страны
пребывания или проживания и
имеющие принадлежность к гражданству
другого государства. Важные международно
– правовые документы призывают
не отделять права иностранцев
от граждан т. е., чтобы иностранцы
пользовались равными правами
с гражданами в стране пребывания.
В ст. 62 Конституции РФ как раз
и устанавливается, что иностранные
граждане пользуются в стране правами
и несут обязанности на равнее с гражданами
Российской Федерации.
Правовой статус беженцев. Беженец
– прибывшее или желающее прибыть
на территорию РФ лицо, не имеющее
гражданства РФ, которое вынуждено
или намеревается покинуть место
своего постоянного жительства
в другой стране из-за совершаемых
в отношении него насилия или
преследования по ряду признаков
(расовому, языковому, вероисповедания
и т. д.). 19 февраля 1993г. был
принят закон РФ «о беженцах».
Этот закон определяет понятие
беженца, устанавливает порядок
обращения с ходатайством о
признании лица беженцем и
его права и обязанности.
Правовой статус лиц без гражданства
(апатридов) закрепляет права, свободы
и обязанности за лицами, которые в силу
обстоятельств (выхода или исключения
из определенного государства) находятся
в состоянии без гражданства. Лица без
гражданства теряют правовые связи со
своей прежней страной и подчиняются законом
страны пребывания, на них так же распространяется
ряд ограничений, как на иностранцев.
Правовой статус лиц, которым предоставлено
убежище приравнивается к положению иностранных
граждан. Всеобщая Декларация прав человека
утверждает, что «каждый человек имеет
право искать убежища от преследования
в других странах и пользоваться им» (ст.14),
т. е. государство может разрешать въезд
и пребывание на своей территории иностранцам,
преследуемым за их политическую, религиозную,
творческую или иную деятельность. И обычно
не допускается выдача другим странам
лиц, преследуемых за политические убеждения,
на них распространяются все права, свободы
и обязанности граждан государства предоставившего
убежище.
Институт, устанавливающий основы правового
статуса личности, занимает важное место
в системе права Российской Федерации,
непосредственно следует за совокупностью
норм, закрепляющих основы конституционного
строя РФ. Именно основы конституционного
строя определяют те начала устройства
общества, от которых производно правовое
положение человека и гражданина. Формирование,
принципы деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления
основываются на основных началах статуса
человека и гражданина и, содержат соответствующие
конкретные гарантии их реализации.
5.Внутригосударственная защита
прав человека и гражданина
Прежде всего, государство призвано
охранять и защищать права
и свободы человека и гражданина.
Оно берет на себя обязательства
предоставлять гарантии защищенности
личности, обеспечивать ее правомочия
в рамках правового порядка. В параграфе
о системе прав и свобод личности уже было
приведено понятие гарантий как системы
условий, средств и способов обеспечения
и реализации гражданами своих прав и
свобод. В любом демократическом государстве
должны быть закреплены социально – экономические,
политические, идеологические и юридические
гарантии прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина.
К социально – экономическим
гарантиям относят равную защиту
всех форм собственности (государственной,
муниципальной, частной и т. д.); гарантия
единого экономического пространства
(свобода перемещения товаров, финансовых
средств, свобода экономической деятельности
и т. д.); гарантия проведения социальной
политики, направленной на создание условий
достойной жизни и развития человека (охрана
труда и здоровья, поддержка семьи и материнства,
развитие социальных служб, установление
государственных пенсий, пособий, и других
гарантий социальной защиты).
Политические гарантии связаны
с государственным обеспечением
форм народовластия, что предусматривает
установление демократической формы
правления и государственно –
политического режима в стране,
разделение властей и введение
систем «сдержек и противовесов», проведение
свободных выборов и организации референдумов,
политическую многопартийность и плюрализм
мнений.
Идеологические гарантии определяются
конституционным положением о
идеологическом многообразии в
государстве. Государство не может
устанавливать какую-либо идеологию
в качестве государственной и
общеобязательной (бывший СССР, нынешняя
Северная Корея), а так же обязуется
не допускать разжигания социальной,
расовой, национальной и религиозной
розни. Религиозные организации
признаются функционирующими отдельно
от государства и равными между
собой.
Юридические гарантии закрепляются
всей правовой системой государства,
они складываются из законодательного
оформления правомочий человека
и гражданина, их судебной защиты,
правоохранительной и правозащитной
деятельности государства. Юридические
гарантии объединены тем, что
все они закреплены в источниках
действующего права, и потому
следует выделить: законодательное
обеспечение прав и свобод личности (провозглашение
принципов народовластия, господства
права, верховенство закона, разделение
властей, установление основных прав и
свобод личности в конституционных и других
правовых актах, признание их первичности,
запрещение государственным органам нарушать
установленные права и свободы); обеспечение
государством судебной защиты прав и свобод
личности (доступность правосудия для
каждого независимо от статуса, охрана
от нарушений личных прав, гарантия свободы
выбора, предупреждение нарушенных прав,
восстановление нарушенного права, решение
о юридической ответственности нарушителя
и др.).
Деятельность государства по
охране прав личности заключается
в профилактических мерах правоохранительных
органов направленных на обеспечение
правопорядка и безопасности прав и свобод
личности. Процедура их деятельности законодательно
урегулирована, что служит дополнительной
гарантией.
Государственные правозащитные
организации и структуры не
заменяют собой государственные
органы в области прав и
свобод человека, а выполняют
дополнительные функции содействия
процессу обеспечения прав человека
на национальном уровне. Среди
действующих в разных странах
государственных правозащитных
организаций заметны:
- национальные (государственные) комиссии
по правам человека;
- депутатские комиссии по правам
человека в национальных парламентах;
- комиссии по правам человека
при главе государства (ее цели
анализ информации о соблюдении
прав человека в стране);
- специализированные комиссии по
правам человека (для защиты интересов
лиц принадлежащих к этническим
и языковым меньшинствам);
- институт омбудсмана (уполномоченного
по правам человека) контроль
за соблюдением прав и свобод
человека и способствование восстановлению
в случае нарушения.