Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:13, реферат
Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Лицензирование предпринимательской деятельности. Общие положения
1.1 Основные понятия и основные принципы лицензирования предпринимательской деятельности
1.2 Процедура лицензирования предпринимательской деятельности……………………….4
2. Роль органов государственной власти в процессе лицензирования предпринимательской деятельности
2.1 Лицензируемые органы……………………………………………………………………...6
2.2 Практика лицензирования в России………………………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………………………….9
Список литературы………………
Кафедра истории
Реферат на тему:
Лицензирование предпринимательской деятельности
2012г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Лицензирование предпринимательской деятельности. Общие положения
1.1 Основные понятия и основные принципы лицензирования предпринимательской деятельности
1.2 Процедура лицензирования предпринимательской деятельности……………………….4
2. Роль органов государственной власти в процессе лицензирования предпринимательской деятельности
2.1 Лицензируемые органы………………………………………………………………
2.2 Практика лицензирования в России………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Формирование в России рыночной экономики вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъектов предпринимательской деятельности правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.
Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.
Объектом исследования является лицензируемая предпринимательская деятельность.
Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регламентирующие общие и специальные вопросы лицензирования права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.
Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных правоведов как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Среди них следует выделить работы Анохина В.С., Ваниева А.Г., Гандилова Т.М., Дойникова И.В., Ершовой И.В., Евдокимовой В.Н., Шестакова А.В.
1. Лицензирование предпринимательской деятельности. Общие положения
Основные понятия и основные принципы лицензирования предпринимательской деятельности
Основным документом, регулирующим вопросы лицензирования в России, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ. Этим законом установлен исключительный перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет, и по окончании срока предусмотрена возможность его продления по заявлению ленцизиата, а также предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Чтобы стать лецензиатом, т.е. лицом имеющим лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии. Помимо данных о соискателе в заявлении указывается вид деятельности, на который запрашивается лицензия;
- копия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или соответственно копия свидетельства о государственной регистрации вырезано - установление единого перечня лицензирования видов деятельности;
- установление единого порядка лицензирования;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Процедура лицензирования предпринимательской деятельности
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления соискателя с необходимыми документами.
Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется (вручается) соискателю. При этом в первом случае в уведомлении указываются реквизиты банковского счета и срок уплаты лицензионного сбора, а во втором, причины отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть: наличие в документах, представленных соискателем возбудителей инфекций; источники ионизирующего излучения; конфиденциальная информация; космическая деятельность; лекарства, медицинские изделия и техника; лицензирование деятельности с драгоценными металлами и камнями; медицинская деятельность (услуги); металлолом; наркотики, психотропные вещества; недра; нотариальная деятельность; опасные отходы; оружие, патроны; парфюмерия, косметика; пожарная безопасность; полиграфия; проектирование зданий и сооружений;промысел живых и неживых ресурсов; протезно-ортопедическая деятельность; реставрация памятников истории и культуры; рыболовство;
В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат, его правопреемник либо иное предусмотренное федеральным законом лицо обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.
В заявлении указываются новые сведения о лицензиате, его правопреемнике либо об ином предусмотренном федеральным законом лице и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
При ликвидации юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя выданная лицензия аннулируется. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, утраты лицензии лицензиат или его правопреемник подает заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения. В случае прекращения действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам лицензиат имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности, к которому применяется общий порядок лицензирования, до истечения срока действия лицензии. Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.
2.Роль органов государственной власти в процессе лицензирования предпринимательской деятельности
2.1 Лицензируемые органы
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Новый закон о лицензировании исключил из числа лицензирующих органов органы местного самоуправления, Президента Российской Федерации, суды. Единственным источником лицензионных требований и условия являются положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемые Правительством Российской Федерации. Но Президент Российской Федерации, будучи исключенным из числа лицензионных органов, тем не менее, имеет возможность влиять на осуществление лицензирования, т.к. он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, составной частью которой является лицензирование.
Лицензиат обеспечивает условия для проведения лицензирующим органом соответствующих проверок.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:
-утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;
-определяет федеральные органы исполнительной власти,
-осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
-устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме административной ответственности, за осуществление предпринимательской деятельности, без лицензии или с нарушением условий лицензирования предусмотрена уголовная ответственность. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ незаконное предпринимательство наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Важно отметить, что деятельность, лицензия на осуществление которой представлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов Российской Федерации о намерении осуществлять лицензируемой вид деятельности на их территориях.
Лицензирующие органы обязаны вести реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
2.2 Практика лицензирования в России
Законодательство о лицензировании существует в России более десяти лет. Введенное впервые еще законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. №445-1, оно набирало обороты, подвергаясь постоянным изменениям. Эти изменения проводятся под лозунгом защиты публичных интересов, устранения административных барьеров на пути предпринимательской деятельности и повышения эффективности государственного контроля за ее осуществлением. Поначалу норма закона Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» была воспроизведена в 1991 г. основами гражданского законодательства СССР, затем Гражданским кодексом Российской Федерации. Потом последовал целый ряд законов, содержащих уже конкретные нормы о видах и порядке лицензирования. И, наконец, самым последним и решающим стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ.
Статья 17 Федерального закона №158-ФЗ включала в себя перечень из 215 видов деятельности, на осуществление которых требовались лицензии. Виды деятельности, не включенные в ст. 17 закона, осуществлялись со дня вступления его в силу без лицензий, за исключением случаев, когда лицензирование видов деятельности проводилось в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня начала действия Федерального закона №158-ФЗ (ст. 19). Другими словами, со дня вступления в силу Федерального закона №158-ФЗ перечень лицензируемых видов деятельности должен был определяться исключительно федеральными законами, вступившими в силу до вступления в силу Федерального закона №158-ФЗ. К числу прочих федеральных законов, устанавливавших требования о лицензировании, относилось значительное количество законов, большинство из которых содержало четкие и недвусмысленные формулировки относительно видов лицензируемой деятельности. Таких законов насчитывалось около 80. Кроме того, существовали также законы, которые содержали несколько неопределенную формулировку вида лицензируемой деятельности либо самостоятельно не определяли порядок лицензирования. Например, Федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. №127, «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. №101-ФЗ, «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время законодательство Российской Федерации о лицензировании вместе с экономикой переживает переходный период, одной из характерных черт которого является либерализация отношений, устранение неоправданных бюрократических препятствий для предпринимательской деятельности. Одна из главных целей принятия Федерального закона №128-ФЗ – сокращение количества лицензируемых видов деятельности почти наполовину (с 215 до 120 без учета других федеральных законов). Со дня вступления в силу лицензирование видов деятельности, не указанных в п. 1 ст. 17 закона, прекращается. Это означает, в частности, прекращение лицензионного контроля за осуществлением упомянутых видов деятельности, срок действия лицензий на которые еще не истек. Первоначально разработчики нового закона предлагали включить в этот список лишь 30 видов деятельности, учитывая зарубежный опыт лицензирования. Так, в Австрии существует 28 лицензируемых видов предпринимательства, в Великобритании – 38, в Японии – 39. А в соответствии с прежним лицензионным законодательством многие крупные предприятия России были вынуждены получать по 200 – 300 различных 5 видов деятельности, подлежащих лицензированию исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности