Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:18, курс лекций

Описание работы

Цель изучения: возможность изучить историю создания и развития институтов государства и права, глубоко понять государственно-правовые реалии современности, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.
Периодизация Истории Государства И Права Зарубежных Стран:
I период – государство и право Древних веков (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.): история государства и права Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия; история государства и права Античного мира: Древняя Греция, Древний Рим
II период – история государства и права Средних веков (V–XVIII вв.) – Франкское государство, Франция, Германия, Англия, Византия, Арабский Халифат, Япония и др.
III период – история государства и права Нового времени (XVII – начало XX вв.) – Франция, Англия, Германия, США
IV период – история государства и права Новейшего времени (начало XX в. – настоящее время) – Франция, Великобритания, США, Германия.

Работа содержит 1 файл

ИГИП ЗС.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует  отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов называют законы как преступные действия. Как  отличное от кражи преступление Законы называют грабеж. Все имущественные  преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно  превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть.

Среди преступлений, подрывающих  устои семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем, только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких  родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую  власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).

Виды наказаний, предусмотренные  Законами Хаммурапи, определяются его  целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания  законодатель довольно часто руководствуется  принципом талиона. Основными видами наказаний являются смертная казнь  в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.

Процесс был одинаков как  по уголовным, так и по гражданским  делам, Дело начиналось с заявления  потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили  свидетельские показания, клятвы, ордалии (Законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права  требовали от судей лично "исследовать  дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к  сумме иска и лишался своего места  без права судить когда-либо.

 

  1. Государство И право Древней Индии

Индийская цивилизация сложилась  более 4-х тыс. лет тому назад. Археологическ. раскопки показ., что еще в 3-м тыс. до нэ здесь существ. крупные города, - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение.

1 период - разложение первобытно–общ-го строя и образование отдельных рабовладельческ. гос- в (2-я пол. 2го тысяч-я до н. э.).

2 период – рабовладельческие  государства в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н. э.).

3 период – централизованное  государство Маурьев (1- е тыс. до н.э. – до 1 в н.э.), период складывания самого крупного на Древнем Востоке государства, этот период назывался – магадхско – маурийский. Гос-но–правовые и общественные институты Древ. Индии существенно отличались от рабовладельчес. деспотий стран Др.Востока. В эконом-ком плане – общинная система, отсутствие государственной собственности на землю. Индия – страна многоязычная, многонациональная, народы стояли на разных ступенях обществен. развития. Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев – мучеников. Жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой – суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансари на века обезопасила Индию от потрясений социального хар-ра: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого чел – ка, а не гос-ных устоев. История Древн. Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Гуманность – хар-ная черта этой цивилизации.

Своеобразие общественного  строя (кроме кланов, сословий имелись  варны). Варны - сословия по происхождению. Касты – группы по профессиональн. признаку. Первый человек – Ману.

Предполагалось, что самые  одаренные и справедливые призваны служить богам – брахманы. Брахманы – голова и уста Ману.

Кшатрии (защитники, воины) – плечи и руки Ману.

Вайшья (соль земли – хозяйственники, земледельцы, ремесленники, торговцы), - живот и бедра Ману.

Шудра (простые работники, слуги всех высших варн) – ступни Ману.

Неприкасаемые – люди занимающиеся захоронениями, уборкой мусора, нечистот. Общение с ними других каст запрещено  законом. Основой гос-го управления явл. царь. Принцип наследования власти соблюд. строго. Еще при жизни царь назначал наследника престола – одного из своих сыновей. Вместе с тем власть царя нельзя назвать деспотичной. Помощники царя; придворный жрец, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско сост. из царской дружины, отрядов конницы, в которой служ. Кшатрии. В нее входили подразделения боевых слонов. Имелись два совещательных органа паришад и раджасабха. Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят. Далее староста и управители деревень. За свою службу они получали земельные наделы.

Основные  черты права древней Индии  по закону Ману

1ое столетие до н.э. – составлены законы Ману. Это свод этико – религиозн. предписаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал на землю Ману, дабы навести там порядок и законность. Однако в систематизации законов, чувствуется рука знающих религиозные догматы и юриспруденцию. Законы Ману – сборник священных текстов, норм права, в нем помещен перечень прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменит. философов, этику. Дхармы – нормы поведения в повседневной жизни. Сборники законов – джармшастры. Права собственности – 7 способов возникновения: 1.наследование 2. дарение 3. покупка 4. завоевание 5. покупка 6. исполнение работы 7.получение милостыни, а также – давность владения. Основной вид собственности – земля. Собственник мог: продать, подарить, заложить, сдать в аренду землю. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее ценно – рабы, скот, инвентарь. Покушение на собственность – отнесено к наихудшему их пороков. Суровое наказание тому, кто загрязняет водоемы, лес, разрушает плотину. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные стрелку. В зак – х содерж. строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества». Обязательственные отношения Договор займа, если должник не уплатил в срок он должен отработать свой долг или родственники могли отдать. Договор найма – неисполнение договора, штраф. Купля – продажа. Продавец только собственник и сделка соверш. в присутствии свидетелей. Закон запрещает продавать вещи плохого качества. Общие требования: договор счит недействительным, если был заключен – пьяным, безумным, старым, ребенком, рабом и неуполномоченным. А также – совершенный обманом, с принуждением. Нормы семьи и брака Глава – муж. Он мог купить, продать жену. Женщина рассматривалась как наследствен. Владение. В детстве под властью отца, замужем под властью мужа, после его смерти под властью сыновей. В некоторых статьях – мать выше, чем учитель(гуру) и отец. Она – хранительн. Очага, воплощение богини жизни, нельзя причинять ей вред, оставлять, ссориться. Брак – религиозн. и нравственная обязанность людей, цель его деторождение, продолжение рода, сексуальное наслаждение. Брачный возраст для мужчин – 20 лет, женщин – 12и даже 8лет. Партнеры выбирались родителями, отец невесты нес огромные расходы на приданное. Его отсутствие могло обречь девушку на безбрачие, что могло закончиться самоубийством. Законы признавали единобрачие и нерасторжимость. Жена должна была след. За мужем после смерти (обряд самосожжения). Муж почитается как бог. Он мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, расточительна, тяжело больна, привержена к пьянству и просто скандалистка. Вдова влачила жалкое существование. Имущество семьи – общее достояние, но управлялось главой семьи. После смерти наследовалось сыновьями. Дочери от наследования устранялись. но братья должны были выделить часть на приданное. Законы содерж. большой перечень преступлений и наказаний:1. уголовные преступления – хищения, кражи скота, ограбления, кражи людей, клевета, доносы, прелюбодеяния, проституция, мужеложство, пьянство, убийства и тяжк. телесных повр-я. А также – государственные преступления, против собственности и личности. Законы указывали на формы вины, рецидив, соучастие. Наказания опред. в зависимости от тяжести вины и социальн. положения преступника. Высшие варны - несли меньшую ответственность (покаяние, штраф). Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки. Тяжесть уголовн. наказний ложил. на плечи шудр. Легкие наказания –замечание, покаяние, выговор. Далее – штрафы, смертная казнь: простая и квалифицированная, когда преступника превращали в калеку(членовредительство). Судоразбирательство производилось от имени царя. сущ. высший суд, в котор. входили брахманы и советники. Законы предписывали искать истину, справедливо определять предмет иска. Правосудие в низших судах вершилось раджами. Большое значение имели свидетельские показ –я. Суд имел состязательн. хар–р, истец должен был сам привести ответчика. К показ–ям не допускались родственники, женщины, враги и заинтересованные. Строго каралось лжесвидетельство, при отсутствии свидетелей применялись ордалии

 

  1. Государство и право Древнего Китая

Возникновение государства  в Древнем Китае связывают  с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем».

Археологические данные свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земледельческой техники той эпохи:

1) соха и плуг (с металлическим сошником);

2) борона;

3) мотыга и т. д.

Земледелие стало основной отраслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение.

Большой вклад в развитие китайской государственности был  внесен сановником Шан Яном. Так, в середине IV в. до н. э. по его инициативе была проведена реформа, в результате которой:

1) была узаконена свободная продажа и покупка земли;

2) мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство было предписано разделиться;

3) в ходе названной реформы также были ликвидированы старые округа и повсеместно введено новое деление. Появились такие единицы административно-территориального деления, как уезды. В интересах правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена круговая порука.

Каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку – т. н. пятидворку. Во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Далее, пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» – клан и т. д. Данный принцип «пятерок» был перенесен и на армию, где солдаты были связаны круговой порукой. В данном случае как за провинность одного отвечали все пятеро. Характеризуя китайское уголовное право, необходимо отметить, что в нем окончательно утвердился принцип групповой ответственности, когда наказание было распространено на невиновного. В 209 г. до н. э. вспыхнуло огромное по своим масштабам восстание. Результатом этого внутригосударственного волнения явилось свержение существующей правящей династии Цинь. Также отмечено определенное ослабление положения крестьян. В данном случае были освобождены рабы, общинам было возвращено право выбирать себе старост. В области права отмечено смягчение уголовных санкций. Подводя итог названным преобразованиям в Китае, следует сказать, что реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство же в свою очередь только способствовало этому процессу.

Следует отметить, что Древний  Китай являет собой типичный пример восточной деспотии.

Китай был разделен на области  и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника:

1) гражданский губернатор;

2) военный губернатор.

Рассматривая государственное  устройство, следует учитывать, что  вмешательство центрального правительства  в дела управления стало всеохватывающим. Налогообложение и налоговая  политика отличаются детальной продуманностью и четкой регламентацией.

В период правления Ханьской династии (II в. до п. э. – II в. н. э.), в государственную практику Китая вводится:

1) продажа должностей;

2) система замещения должностей после сдачи экзамена.

Названные меры облегчали  купцам, ростовщикам, разбогатевшим  ремесленникам возможность проникновения  в государственный аппарат в  ущерб старой знати и навсегда закрывала доступ к управлению людям  из народа. В последние века до новой  эры и в первые века новой эры китайское общество и государство развивались по пути от рабовладения к феодализму. Рабы сажались на землю, крестьяне переходили в разряд арендаторов и зависимых работников.

В 18 г. до н. э. в результате народного восстания рабовладение в Китае:

1) была освобождена часть рабов,

2) издан закон о запрещении убивать рабов без суда.

 

  1. Государство И право Древней Греции

История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Основными источниками знаний о государстве и праве Древней  Греции являются сочинения древнегреческих  авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и  судебных решений.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели  к возникновению в Древней  Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Образование этого древнего государства связано с греческим героем Тезеем.

Афинское государство  возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - евпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Руководящий орган – Совет, руководящий всем государством. Произошло объединение трех племен, с централизацией в Афинах. Родовая знать – евпатриды, большая часть населения – геоморы (земледельцы), и демиурги (ремесленники), далее из евпатридов – архонты (сначала занимающие свою должность пожизненно, далее сроком – 10лет) С 7-го в. до н. э. Избираются – 9 архонтов, сроком на 1 год. Они выполняют: военные, жреческие, судебные функции, далее осуществляют руководство всей страной. Высший государственный совет – ареопаг, заменил совет старейшин. Ареопаг стал хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Все эти нововведения, ознаменовали создание Афинского государства, в котором происходят радикальные преобразования, основные из них, связаны с реформами Солона и Клисфена. Цель реформ – примирение враждебных слоев населения.

Реформа Солона – сисархия («стряхивание времен»), она освободила множество должников в Афинах. Запрет личной кабалы, продажи не состоятельных должников в рабство. По новому закону – должники и проданные в рабство за пределы страны, должны быть выкуплены и возвращены на Родину за государственный счет. Устанавливается размер земельного владения, Разрешается свобода завещаний (т.о. развитие частной собственности на землю). Важнейшая из политических реформ – цензовая реформа. Все афинские граждане разделены на 4 разряда, независимо от их происхождения, на этой базе возникает совет четырехсот (100 человек от каждого племени). В функции совета входит – подготовка дел для обсуждения на народном собрании, разбирательство текущих дел. Народное собрание – ареопаг.

Реформы Клисфена связаны с окончательной ликвидацией остатков родового строя. Введение новых административных делений – в основе кот-го – территориальный принцип. Вся Аттика разделена на 3 территориальных округа:

  1. Афины – центр с пригородами
  2. Внутренняя центральная полоса
  3. Береговая полоса.

Каждый округ состоит  из 10 равных частей, или «тритий». Три триттии (по одной из каждого округа, объединены в филу). Организация новых фил заменяет совет четырехсот на совет пятисот (по 50 человек от каждой филы).

Ввод «суда черепков», тайного голосования – остракизма. Остракизм – голосующий, пишет  имя опасного на его взгляд человека, для данного строя. Этого человека изгоняют на 10 лет, без конфискации имущества. Далее остракизм нашел применение в политической борьбе. Реформы Клисфена способствуют складыванию рабовладельческого государства в форме демократической республики. 5 век до н. э. – расцвет афинской демократии, классический период.

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"