Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:18, курс лекций
Цель изучения: возможность изучить историю создания и развития институтов государства и права, глубоко понять государственно-правовые реалии современности, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.
Периодизация Истории Государства И Права Зарубежных Стран:
I период – государство и право Древних веков (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.): история государства и права Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия; история государства и права Античного мира: Древняя Греция, Древний Рим
II период – история государства и права Средних веков (V–XVIII вв.) – Франкское государство, Франция, Германия, Англия, Византия, Арабский Халифат, Япония и др.
III период – история государства и права Нового времени (XVII – начало XX вв.) – Франция, Англия, Германия, США
IV период – история государства и права Новейшего времени (начало XX в. – настоящее время) – Франция, Великобритания, США, Германия.
Предмет ИГИП ЗС: государство и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в определенных конкретно-исторических условиях, в хронологической последовательности, на основе выявления исторических закономерностей.
Цель изучения: возможность изучить историю создания и развития институтов государства и права, глубоко понять государственно-правовые реалии современности, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.
4-й – 3-й тыс. до н.э. в Древнем Египте складывается 40 номов (областей). Во главе каждого – царь, он же верховный жрец. Далее объединение номов происходит постепенно. Вначале возникают два отдельных царства – Верхний и Нижний Египет. В период Раннего царства 30-28 вв. до н.э. они объединяются в одно. 4 основных периода Др. Египта:
Древнее царство – 27 – 24 вв. до н.э.
Среднее царство – конец 3-его тысячелетия – 16 в. до н э.
Новое царство – 16 – 12 вв. до н.э.
В 6-м в.до н.э. персы покорили Египет.
Форма древнеегипетского государства – восточная деспотия, вся власть в руках фараона (30 династий), религиозный культ главы государства отделен от простых людей и считался живым божеством. Господствующий класс – рабовладельцы и жречество. Положение знати определялось древностью рода, величиной землевладения, занимаемой должностью. Жречество вмешивается в судебные дела и управление, храмы и жрецы – собственники огромных богатств. Общественная ячейка – сельская община. В общем пользовании общины – свободные земли, нераспаханная целина, луга, леса. Управление общиной осуществляется общим собранием, советом, старейшиной. Основная масса населения – зависимые и подневольные люди, бесправные рабы (военнопленные или египтяне, доведенные до рабского состояния). Они владели небольшим имуществом и получали скудное пропитание. Власть фараона абсолютна, его считали посредником между небом и землей. Главный чиновник – джати, управляющий царским двором и хозяйством. 2м главным сановником государства являлся казначей, управляющий всем материальным движимым и недвижимым имуществом, осуществляющий надзор за соблюдением всех экономических указов и контроль за налоговым сбором. 3м по статусу был «начальник работ» - наблюд. за оросительной системой, 4м-управляющ. «домом оружия» - комплектование и обеспечение армии фараона. Фараон считался верховным собственником на землю, кот-ю жаловал чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам. Жрецы имели большое влияние и мощь в государстве.
Египет Нового царства – 1 мировая империя. Во время Нового царства - идет интенсивное развитие наемных войск. Источники; анналы Тутмоса-3го Фараона, записи жреца Монифона, поучения Ахтоя (высоком гос-ном служащем, написавшем письмо сыну в школу, или «Повесть о красноречивом крестьянине»). Реформа Эхнатона (1-й Фараон периода Нового царства). Право Египта не было примитивным; известны были договоры аренды, займа, найма, купли-продажи, поклажи, товарищества, договор хранения явл. безвозмездным, передача земли. Для семейного права характерно довольно выс. положение женщины, приданое оставалось ее собственностью, развод свободен для обеих сторон. Наследники по закону – дети обоих сторон. Завещание могли составить и муж, и жена. Уголовная часть права знала следующие виды преступлений:
Наказания: телесные, членовредительские, смертная казнь, заключение в тюрьму, денежные штрафы. Судопроизводство - коллегиальное, процесс носит состязательный характер, начинается по жалобе потерпевшего. В качестве доказательств использовались: свидетельские показания, клятвы, пытки. Судопроизводство носило письменный характер. Существовали также храмовые суды, в составе кот-х были жрецы. Высшая судебная инстанция - фараон. Низший орган управления - сельские общины. Египет стоит у источников мировой цивилизации. Здесь раньше всех сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство (к 3-ему веку до н.э.). Письменные источники дошли до наших дней в форме папирусных документов и надписей на каменных плитах или памятниках. У египетского права высокий уровень юридических знаний. Египтяне создали большое количество правовых институтов в области имущественного, семейного, уголовного и процессуального права. Источник права в Др. Египте – обычай.
В те времена, когда в Шумере существовали города-государства, во главе них стоял энси ("возглавляющий род"); в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля ("большого человека"). Пережитки родо-племенной организации, присущие данному периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.
Государственный строй Древневавилонского
царства напоминает государственный
строй Древнего Египта. Та же форма
правления - восточная деспотия. В
руках царя сосредоточена судебная,
исполнительная власть, законодательная
и верховная религиозная
В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя.
Вместе с тем, хотя и
со значительно ограниченными
Судебные функции выполняют чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией является царь. Общинные и храмовые суды все больше теряют свое значение.
Основные черты права древнего Вавилона по законам древнего Хаммурапи
Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности,
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.
Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Право собственности. В Вавилоне
существовали различные виды земельной
собственности: были земли царские,
храмовые, общинные, частные. И царским,
и храмовым хозяйством управлял царь,
и это был важнейший источник
доходов. Во времена Хаммурапи царская
земля раздавалась в
Обязательства. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети, урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.
Кроме аренды поля, сада, Законы
Хаммурапи упоминают о
Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).
Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной.
Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.
Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.
Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако, замужняя женщина не была бесправна.
Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.
Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей - отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Уголовное право и процесс.
Как и другие древние кодификации,
Законы Хаммурапи не дают общего понятия
преступления и перечня всех тех
деяний, которые признавались преступными,
ничего не говорится в Кодексе
о государственных и
Среди преступлений против личности Законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалится и причинит смерть хозяину. Таким же образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в Законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"