Контрольная работа по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является:
раскрыть понятия, структуру и функции правосознания;
охарактеризовать виды правосознания;
рассмотреть роль правосознания в демократизации общества и укреплении законности.

Содержание

Понятие, структура и функции правосознания.
Виды правосознания.
Правосознание как фактор демократизации общества, укрепления законности.

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
 
  • Идейно-воспитательная. Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов. Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия, материального и духовного прогресса человечества.
 

     Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание, как социальный регулятор, выступает мощным средством социально-юридического контроля над поведением.

 

    1. Виды правосознания.

     Существуют  следующие основания для разделения правосознания на виды:

     По  субъектному составу  правосознание можно  классифицировать на: 

    • Индивидуальное правосознание – совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс правовых явлений в обществе, оно отражает лишь некоторые наиболее существенные его черты. При этом, в силу разных способностей индивида, форм участия его в общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия в уровне правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. У одних оно может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других - ограниченным, отстающим от общего уровне общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь ввиду при организации правового воспитания, пропаганде законодательства.
 
    • Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.). Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп (например, шахтеры и работники энергетического блока).
 
    • Массовое правосознание – отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве соответствующего государства.
 
    • Общественное правосознание– сумма накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого конкретного человека о праве.
 

     В зависимости от глубины  и всесторонности познания закона и  иных правовых явлений  правосознание делится  на:  

    • Обыденное (эмпирическое) правосознание. Формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей. Их конкретного жизненного опыта. Правовые знания в этом случае носят поверхностный, отрывочный характер. Наибольшую роль в формировании обыденного правосознания играют чувственные отражения.
 
    • Профессиональное правосознание. Правосознание данной категории субъектов осуществляет юридическую деятельность, которая требует специальной правовой подготовки, навыков, опыта действий применительно к конкретной ситуации. Юристы практики обладают узкой специальностью.
 
    • Научное (теоретическое) правосознание. Складывается на основе всесторонних и глубоких правовых обобщений, содержание такого правосознания составляет правовая идеология т.е. научные теории, учения и.т.д.
 

     В зависимости от направленности: 

    • Ретроспективное – формируются в процессе создания истории права).
    • Адекватное – обращено к действующему праву.
    • Перспективное – отражает отношение субъекта к желаемому праву.
 
 
 
 
 

     В зависимости от степени осознанности правовых явлений: 

    • Правосознание с преобладанием сознательного, рационального мышления.
    • Правосознание с преобладанием бессознательного – преобладание чувственного.
 

 

  1. Правосознание как фактор демократизации общества, укрепления законности.

     Известно, что демократия и законность не совместимы с анархией, вседозволенностью и произволом, поэтому правовое воспитание, повышение правосознания просто необходимы в условиях демократизации общества.

     К сожалению, правосознание в современной России нельзя назвать развитым, о чем свидетельствует низкая правовая активность граждан и очень высокий уровень преступности.

     Юридическое невежество, правовая невоспитанность, низкая правовая культура основной массы населения приводит к деформации правосознания, правовому нигилизму. Сущность правового нигилизма в негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии, отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни. Речь идет о невостребованности права обществом.

     Сегодня главный источник правового нигилизма — кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его.

     Сложились идеальные условия для процветания преступности; произвол, своеволие, игнорирование правовых и иных социальных норм достигли критической точки, за которой начинаются стихия, хаос  и разлад. Потеря управляемости, выход ситуации из-под контроля создает такие ситуации, когда право вообще отодвигается в сторону. Люди испытывают страх, растерянность, отчаяние. Именно поэтому страна нуждается не только в социально-экономической и политической стабилизации, но и в правовой. Более того, правовая стабилизация может в немалой степени способствовать упрочению положения дел во всех других областях.

     Новая Конституция как раз и призвана была нормализовать обстановку, обеспечить эффективную деятельность всех государственных и политических институтов. Но проблема в том, что принятая на референдуме Конституция имеет недостаточную (минимальную) легитимность и социальную базу, что затрудняет достижение на ее основе прочного гражданского мира и согласия. Данное обстоятельство в значительной мере снижает моральный авторитет и реальную силу Конституции. Юридически же жить по ней обязаны все. Налицо у определенной части населения глубокий внутренний конфликт между несогласием с предложенным проектом и внешней необходимостью соблюдения уже принятого Основного Закона. А это еще один источник правового и нравственного нигилизма, т. к. психологическая раздвоенность личности не позволяет ей сформировать четкую и активную социальную позицию в отношении нынешнего статус-кво.

     Между тем, как писал И.А. Ильин, “честным, законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного  решения. Без этого нет правосознания  и лояльности, и гражданин становится не опорой, а брешью в правопорядке”. Именно поэтому следует различать законопослушание и законоуважение. Законопослушное поведение основано чаще всего на страхе, принуждении, в то время как законоуважение — на глубоком осознании необходимости следовать закону, праву. То есть это добровольная позиция индивида, соблюдение им закона “не за страх, а за совесть”.

     Конституция в России, к сожалению, не выполняет  своих изначальных функций и  задач. Если она мешает, ее игнорируют. Соответственно нет и конституционной законности, а есть конституционный нигилизм, неуважение к главному Закону государства.

     Правовой  нигилизм — продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и  следствий. В частности, он подпитывается  и такими реалиями наших дней, как  политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность чиновников.

     Не  последними причинами правового  и нравственного нигилизма, деформации правосознания являются изъяны в следственно-прокурорской и судебной практике. Еще классики утверждали: есть два способа разложить нацию — наказывать невиновных и не наказывать виновных. У нас допускается и то и другое. Устранение этих уклонов — один из путей формирования высокой правовой культуры общества, чувства законности и справедливости.

     В своих книгах И.А. Ильин советовал  сделать все, “чтобы приблизить право  к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души”.

     Сложилась крайне неблагоприятная и опасная  социальная среда, постоянно воспроизводящая и стимулирующая антиправовые устремления субъектов. К сожалению, правовой нигилизм не спадает, а прогрессирует. Возникло грозное явление, которое может отбросить демократические преобразования в России на многие десятилетия назад.

     Основные  пути преодоления правового нигилизма  — это повышение общей и  правовой культуры граждан, их правового  и морального сознания; совершенствование  законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение  законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и так далее.

     Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях,  бытовых и социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

     В конечном счете все формы и  средства борьбы с правовым нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса — социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности.  

Информация о работе Контрольная работа по "Теория государства и права"