Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). Содержание суверенитета состоит из совокупности четырех элементов: верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость1.

Содержание

№1 Понятие суверенитета РФ………………………………...………………….2
№2 Источники конституционного права России…………….…………………5
№3 Определите предметы ведения РФ………………………………………...10
№4 Основания и ограничения прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………...…..15
№5 Определите основы конституционной организации формы Российского государства. И её структурных элементов……………………………………..18
Перечень источников права и литература………………………………….….21

Работа содержит 1 файл

КПРФ.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу

14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

15. Источником конституционного права являются также акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

16. В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции России предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В заключение надо подчеркнуть, что источниками  конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а  только те из них, которые содержат нормы государственного права.

Конституции РФ и федеральных законов Принцип  верховенства федерального права объединяет все эти относительно автономные нормативно-правовые массивы в единую конституционную систему регуляторов. Действует, таким образом, единая согласованная  правовая система, базирующаяся на верховенстве

№3 Определите предметы ведения РФ

Предметы  ведения Российской Федерациизакреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти8.

В соответствии со статьёй 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся9:

  1. принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  2. федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  4. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  5. федеральная государственная собственность и управление ею;
  6. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
  7. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  8. федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  9. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  10. внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  11. внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  12. оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  13. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  14. судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  15. федеральное коллизионное право;
  16. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  17. государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
  18. федеральная государственная служба.

    Указанные предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных  федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ.

В соответствии со статьёй 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся10:

  1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  4. разграничение государственной собственности;
  5. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  6. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  7. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  8. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  9. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  10. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  11. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  12. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  13. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  14. координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Эти положения  в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

В соответствии со статьёй 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В соответствии со статьёй 76 по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (а также в соответствии с ними - подзаконные правовые акты), причём федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы (а также в соответствии с ними - подзаконные правовые акты) и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ и совместного ведения, в случае противоречия действует федеральный закон. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам ведения субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Данное положение не вполне согласуется с верховенством Конституции РФ и федерального закона, но федеральные законы по вопросам ведения субъектов РФ принимаются крайне редко, например, в тех случаях, когда отсутствие надлежащего законодательства субъектов РФ приводит к нарушениям прав граждан.  

№4 Основания и ограничения прав и свобод человека и гражданина

Принципы  правового статуса человека и  гражданина - признаваемые и охраняемые государством и правом начала, исходя из которых используются права и свободы человека и гражданина, исполняются его обязанности.

Основные  принципы правового  статуса человека и гражданина закрепляются в Конституции РФ:

  1. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина (статья 18).
  2. Принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19).
  3. Полнота прав и свобод граждан РФ (статья 6).
  4. Неотчуждаемость основных прав и свобод, недопустимость их произвольного ограничения (статья 55).
  5. Гарантированность прав и свобод человека (статья 19).
  6. Соответствие международным актам о правах человека (статья 17).

Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод гласит: «Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены  законом и необходимы в демократическом  обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты нрав и свобод других лиц»11.

В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., отмечается, что пользование правом налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

а) для  уважения прав и репутации других лиц,

б) для  охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

В Международном  пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность  запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды воины, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20).

В ст. 55 Конституции Российской Федерации  также установлены основания ограничений прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть  и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"