Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). Содержание суверенитета состоит из совокупности четырех элементов: верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость1.

Содержание

№1 Понятие суверенитета РФ………………………………...………………….2
№2 Источники конституционного права России…………….…………………5
№3 Определите предметы ведения РФ………………………………………...10
№4 Основания и ограничения прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………...…..15
№5 Определите основы конституционной организации формы Российского государства. И её структурных элементов……………………………………..18
Перечень источников права и литература………………………………….….21

Работа содержит 1 файл

КПРФ.doc

— 132.50 Кб (Скачать)
 

     Содержание 
 
 
 

№1 Понятие суверенитета РФ………………………………...………………….2 

№2 Источники  конституционного права России…………….…………………5 

№3 Определите предметы ведения РФ………………………………………...10 

№4 Основания  и ограничения прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………...…..15 

№5 Определите основы конституционной организации формы Российского государства. И её структурных элементов……………………………………..18 

Перечень источников права и литература………………………………….….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№1 Понятие суверенитета РФ 

Суверенитет Российской Федерации (от   английского   sovereignty   и   французского souverainete – верховная власть), т.е. государственный суверенитет, является неотъемлемым свойством государства.                                                                                                                            Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). Содержание суверенитета состоит из совокупности четырех элементов: верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость1.

     12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов  принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, государственный суверенитет РСФСР провозглашён на всей её территории. Формально РСФСР никогда не утрачивала своего суверенитета, все союзные и российские конституции подтверждали суверенитет РСФСР и её право на выход из СССР, но реальным суверенитетом РСФСР не обладала. В 1991 году, после распада СССР, Российская Федерация окончательно обрела государственный суверенитет. Суверенитет закреплён и в Конституции РФ 1993 года как одна из основ конституционного строя.

Согласно статье 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно статье 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Статус и порядок защиты государственной границы РФ, а также территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ определяются соответствующими федеральными законами.              Неотчуждаемость2 суверенитета - наиважнейший элемент его содержания. Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Однако неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, а полномочия не являются ограничением суверенитета.

      Согласно  статье 3 Конституции РФ носителем  суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Согласно  ст.32  Конституции  РФ  «Граждане Российской  Федерации  имеют   право   участвовать   в   управлении   делами государства как непосредственно, так и через своих  руководителей.  Граждане Российской Федерации  имеют  право  избирать  и  быть  избранными  в  органы государственной  власти  и   органы   местного   самоуправления,   а   также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют  равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации  имеют  право участвовать в отправлении правосудия». А  значит  народный  и  государственный  суверенитет  настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация  народом  суверенитета  без наличия государства.

 Согласно   ст.11   Конституции   РФ   в   Российской   Федерации государственная власть реализуется системой, в  которую  входят  федеральные государственные  органы  –  Президент,  законодательные,  исполнительные   и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации. Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией РФ в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации (при агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации - вводит военное положение на всей её территории либо на отдельных территориях).

           Единство  системы  государственной  власти  –  одна  из  гарантий государственной целостности РФ. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений  суверенитета  РФ3.

      Важным  свойством суверенной государственной  власти  является  ее

независимость. Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

- в  универсальности – решения государственной  власти обязательны для  всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

-   в  прерогативе  –  возможность   отмены  и  признания  ничтожным   любого незаконного проявления другой общественной власти,  а  также  возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычая, требования и др.)

- в   наличии  специальных  средств   воздействия,  которыми  не  располагает

   никакая другая общественная  организация.

           Однако вышеперечисленные  юридические  свойства  суверенитета  не

имеют абсолютного характера. Уже в  начале ХХ века появляются  суждения,  что «власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне  –  зависимостью его от международного  общения,  изнутри  –  от  разнообразных  общений,  из которых оно стало слагаться4». Любое демократическое государство, в частности и Россия,  внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и  их  негосударственных

образований. Определяющим  в  деятельности  органов  государственной  власти РФ являются права и свободы человека и гражданина  (ст.18 Конституции РФ).  В  международных  отношениях  государство  берет  на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами  международного  права,  с заключенными  им  договорами5 (согласно  п.4  ст.15)

       

№2 Источники конституционного права России

Источниками конституционного права РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму  конституционного права. Их можно классифицировать6:

1.по территориальной сфере действия

  • правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации
  • акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта Федерации или территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление

2.по кругу субъектов

  • государство — в лице своих органов;
  • негосударственные организации — если им предоставлено такое правомочие; народ — при принятии конституций и законов на референдуме

3.по юридической силе

Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.

  • Законы — это нормативные правовые акты
  • Подзаконные акты — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом.

1. Конституция Российской Федерации7 — главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные. Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

2. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

3. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

Несколько примеров: Конституция Республики Тыва (в ред. Законов Республики Тыва от 8 октября 1996 г. N 639, N 641, N 643); Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 26 июля 1994 г.);

4. Статус других субъектов Российской Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Например: Устав Еврейской автономной области (принят Законодательным Собранием Еврейской автономной области 8 октября 1997 г.); Устав Тульской области (принят Тульской областной Думой 28 сентября 1995 г.).

5. Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. Обладая широкими полномочиями, Президент реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

Например: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1993 г., N 52, ст. 5086).

6. Источниками конституционного права являются также акты палат Федерального Собрания — парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа.

7. Источником конституционного права являются также Декларации. Именно в этой форме были приняты «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года, «Декларация о языках народов России» от 25 октября 1991 года и др.

8. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления и распоряжения правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

Кроме этих видов актов Правительство  принимает также заключения.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

11. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.

12. После принятия Конституции 1993 года в числе источников конституционного права появился еще один вид актов.

Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"