Контрольная работа по "Теории Государства и Права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество— одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей. Первая — включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.), вторая — опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.

Содержание

Правотворчество и его виды (формы)…………………………………………….3
Виды диспозиций и их примеры из конкретных нормативных правовых актов7
Правовая культура и ее структура……………………………………………….10
Примеры распространительного (расширительного) толкования норм права.15
Юридическая ответственность и ее виды. ……………………………………...17
Законность и ее структура………………………………………………………..23
Перечень источников права и литературы…

Работа содержит 1 файл

2 семестр - КР-ТГП-2 вариант.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Например, данный вид диспозиции содержится в ч.2 ст. 29 КРФ: “Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть…”4 

   “По своему составу диспозиции могут быть простыми, сложными и альтернативными. Простая диспозиция (или санкция охранительной нормы) указывает на одно юридическое последствие; сложнаяна два и более последствия, которые могут наступить одновременно, в совокупности; альтернативная указывает на два и более последствия (которые перечисляются с использованием союза «или»), но наступить может лишь одно из них.”5

   “Диспозиции (в регулятивных нормах) с точки зрения их определенности могут быть абсолютно определенными и относительно определенными. В первом случае юридические последствия определены точно, однозначно: в другом случае эти последствия определены рамочно  или соотносятся с размером причиненного ущерба, убытка, например, процент неустойки относительно причиненного убытка, возмещение вреда соответственно его размеру.”6

   Диспозиции правовых норм также можно подразделить на простые и описательные; ссылочные: бланкетные и отсылочные.

   Диспозиция  простая называет вариант поведения, но не раскрывает его содержания. Например, ст. 59 Конституции РФ гласит: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации", но не указывает, как ее осуществлять.

   Диспозиция  описательная описывает все существенные признаки правила поведения. Например, часть 2 ст-105 УК РФ содержит свыше десяти способов совершения умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах.  
 
 

4Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.:ЮРАЙТ, 2007. – С.40.

5 Черданцев А.Ф. Теория гос-ва и права: Учебник для вузов. –М.: Юрайт-М, 2002. – С.215-216.

6 Черданцев А.Ф. Теория гос-ва и права: Учебник для вузов. –М.: Юрайт-М, 2002. – с.216.

   Диспозиция  ссылочная  не излагает само правило поведения, а отсылает к другой норме, содержащей данное правило. Например, часть 2 ст. 59 Конституции РФ указывает, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом, то есть, ссылается на другой правовой акт.

   В свою очередь ссылочные диспозиции делится на отсылочные и бланкетные.

   Бланкетная  диспозиция отсылает к нормам других отраслей права (к нормам других правовых актов) - трудового, гражданского, административного и т. п. Именно с помощью бланкетных диспозиций сформулированы почти все преступления в сфере экономической деятельности, большинство должностных преступлений, преступлений против общественной безопасности, связанных с нарушением специальных правил (горных, строительных и иных) либо правил обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность (оружие, боеприпасы, радиоактивные вещества и т. д.). Например, ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Правила предусматриваются другой отраслью права (административного, трудового, гражданского).

     Отсылочная диспозиция отсылает к другим нормам данного нормативного правового акта. Например, ч. 1 ст. 116 УК РФ: “нанесение побоев или совершение других насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 настоящего кодекса…” 7 
 
 
 
 
 
 
 

      7 Кодексы. Законы. Нормы (выпуск 25 (58) ) Уголовный кодекс РФ (по состоянию на 10 февраля 2008 года). –Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2008. - С.58.

            3. Правовая культура  и её структура

Единого подхода к трактовке категории  правовая культура и ее структурных  компонентов не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно.  Насчитывается более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию,  а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

«Под  правовой культурой понимается обусловленное  всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем,  качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом   в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»8

 «Правовая  культура — это качество правовой  жизни общества и степень гарантированности  государством и обществом прав  и свобод

человека, а также знание, понимание и  соблюдение права каждым отдельным  членом общества».9

 Под  правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)»10, законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности. Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность. Некоторые учёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлению колеса. «Закон как инструмент организации общественных отношений — пока непревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля»11.

8 Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. – М., 1997. – С.331

9 Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000. с.161.

10 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ ред Пиголкина А.С. – М. - НОРМА,1996 с.148

11 там же с. 149

 Правовая  культура может быть рассмотрена  с двух сторон: личной, когда акценты  смещаются на личностные свойства  и качества, и общественной, когда  обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. «В правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры — нормативные суждения или деонтические модальности, включающие «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности».12

Правовая  культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. 

Но правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя  не только идеологические и психологические элементы, но и юридически значимое поведение.

Правовая  культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому как общенациональная культура придает целостность и  интегрированность общественной жизни  в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

     Чтобы понять сущность правовой культуры необходимо рассмотреть ее структуру. Первым компонентом можно выделить нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться;  характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентом является правовая деятельность, которая содействует укреплению законности и правопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм.

     Правовая  культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Рассмотрим каждый из этих уровней отдельно.

 Правовая  культура формируется постепенно. Под влиянием окружающей среды формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми.  
 

12 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997 с.568

Наряду  с этим население овладевает правовыми  знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного,

административного, семейного и т.д.  права), положения  правовой теории, и факты истории  права. Этот уровень развития правового  сознания  определяет насколько  информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний  недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями  окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.

     Однако, было бы ошибкой рассматривать правовую культуру на обыденном уровне. Это  становится понятным при изучении его  специфики, которая заключается  в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических  обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения».13 Правовая культура во многом определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации права и обязанности его исполнения (например, заполнение налоговой декларации о совокупном годовом доходе).

Уровень развития правового сознания населения  должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. 
 

13 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. с.579

 Они  должны обладать системой правовых  знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению  сложных ситуаций.

Правовая  культура общества  во многом зависит от  качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов. Правоприменение, «властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации»14, является важным фактором формирования правовой культуры общества.  Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя. Заметим, что совершенствование структуры нужно начинать с повышения  авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России — правосудия.      

Профессор Корельский обозначил ещё один, высший на его взгляд, уровень правовой культуры — уровень развития всей системы юридических актов, «т.е. текстов документов, в которых  выражается и закрепляется право  данного общества»15.  Закон должен быть непротиворечивым, понятным для населения, по возможности кратким и обязательно опубликован в доступном для населения источнике.

     Система законодательства,  основой которой  является конституция государства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. На основе её анализа можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и всей его культуры в целом. Укажем важную правовую тонкость, понимание которой повышает нашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом).

14 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М: Изд. группа ИНФРА*М – НОРМА, 1997 с.332

Информация о работе Контрольная работа по "Теории Государства и Права"