Контрольная работа по "Теории Государства и Права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество— одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей. Первая — включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.), вторая — опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.

Содержание

Правотворчество и его виды (формы)…………………………………………….3
Виды диспозиций и их примеры из конкретных нормативных правовых актов7
Правовая культура и ее структура……………………………………………….10
Примеры распространительного (расширительного) толкования норм права.15
Юридическая ответственность и ее виды. ……………………………………...17
Законность и ее структура………………………………………………………..23
Перечень источников права и литературы…

Работа содержит 1 файл

2 семестр - КР-ТГП-2 вариант.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

                      Новосибирский государственный технический университет

                                   Юридический факультет

                           Кафедра государственно-правовых  дисциплин 
 
 
 
 

                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                       по теории государства и права

                    

                                     Вариант № 2 
 
 
 
 

                                           Выполнил студент 1 курса:

                                                        Марущак А.М,__________________             группа ЮФ 71__________________

                                       Проверил:

                                              Сапунов А.А.___________________

                                                    (Ф.И.О. преподавателя)

                                         
 
 
 
 
 

                                          Новосибирск – 2008

                                    Содержание 

  1. Правотворчество и его виды (формы)…………………………………………….3
  2. Виды диспозиций и их примеры из конкретных нормативных правовых актов7
  3. Правовая культура и ее структура……………………………………………….10
  4. Примеры распространительного (расширительного) толкования норм права.15
  5. Юридическая ответственность и ее виды. ……………………………………...17
  6. Законность и ее структура………………………………………………………..23
  7. Перечень источников права и литературы……………………………………...26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        1. Правотворчество и его виды 

      Одно  из важнейших направлений государственной  деятельности — правотворчество. В  его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс “исчисляется” с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

      Правотворчество - составная часть более широкого процесса правообразования.

      Правообразование - длительный по времени процесс  формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.

      Несмотря  на различие в подходах к пониманию  правотворчества,  это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество— одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей. Первая — включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.), вторая — опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.

      Обе эти части неразрывно связаны  между собой и в общем контексте  представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая — предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права — вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Внутри этих стадий осуществляются различные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии.

      Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой; гуманизм и др. Рассмотрю главные из них:

      1. Демократизм и  гласность правотворчества.

      Суть  принципа заключается в процедуре  разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая  роль при этом отводится привлечению  граждан, трудовых коллективов к  правотворческой деятельности, гласности  ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

      2. Профессионализм  правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно “творят” законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами.

      Работа  по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно  и по нескольким направлениям.

Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное  планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе законодательной власти.

     3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть “антиправовым”, а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права.

     4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Для выявления  этих параметров используются различные  социально-правовые эксперименты, социологические  опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными.

Вместе  с тем без связи с правоприменителем  законодательный орган не будет  знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.

     5. Гуманизм правотворчества. Цель правотворчества - права и свободы человека и гражданина. Право должно быть направлено на защиту интересов личности и всего общества в целом.

      Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. 
 
 

      Можно выделить следующие  виды правотворчества:

1) принятие  нормативных правовых актов уполномоченными  органами государства;

2) непосредственное  правотворчество народа путем  всенародного волеизъявления на  референдуме;

3) санкционирование  государственными органами обычаев;

4) создание  судебного прецедента. 

Принятие  нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные(законодательные) органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти (правительство, министерства и т.д.). 

     Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. 

     Одним из способов правотворчества является санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта).

     В ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, правотворчеством могут  заниматься судебные органы, создающие судебные прецеденты в процессе рассмотрения конкретного дела. В российской практике правотворчества судебные прецеденты не признаются. 

  1. Виды  диспозиций и их примеры  из конкретных нормативных  правовых актов

   “Диспозиция – составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон – участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.”1

   В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

   Управомочивающие  диспозиции предоставляют право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют варианты их возможного, дозволенного поведения. В таких диспозициях обычно применяются слова «вправе», «имеет право», «может» и т.п. Например, данный вид диспозиции содержится в ч.1 ст. 26 Конституции РФ: ”Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность…”2.

   Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. В этих диспозициях, как правило, используются слова: «обязан», «должен», «подлежит» и т.п. Например, данный вид диспозиции содержится в ч.1 ст. 80 Семейного кодекса: “Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей”3

   Запрещающими  диспозициями устанавливают запрет на совершение определенных противоправных действий (или бездействия), требуют воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. В таких диспозициях используются слова: «не допускается», «запрещается», «не вправе», «не может» и т.п.

1 Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник.- 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ПРОСПЕКТ, 2007. – с.575.

2 Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.:ЮРАЙТ, 2007. – С.26.

3 Кодексы. Законы. Нормы (выпуск 15 (48) ) Семейный кодекс РФ (по состоянию на 15 января 2008 года). –Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2008. - С.40.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории Государства и Права"