Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:51, контрольная работа
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество— одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей. Первая — включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.), вторая — опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.
Правотворчество и его виды (формы)…………………………………………….3
Виды диспозиций и их примеры из конкретных нормативных правовых актов7
Правовая культура и ее структура……………………………………………….10
Примеры распространительного (расширительного) толкования норм права.15
Юридическая ответственность и ее виды. ……………………………………...17
Законность и ее структура………………………………………………………..23
Перечень источников права и литературы…
Новосибирский государственный технический университет
Кафедра государственно-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теории государства и права
Вариант № 2
1. Правотворчество и
его виды
Одно
из важнейших направлений
Правотворчество - составная часть более широкого процесса правообразования.
Правообразование - длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество— одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей. Первая — включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.), вторая — опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.
Обе
эти части неразрывно связаны
между собой и в общем
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой; гуманизм и др. Рассмотрю главные из них:
1. Демократизм и гласность правотворчества.
Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.
2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно “творят” законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами.
Работа
по совершенствованию
Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе законодательной власти.
3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть “антиправовым”, а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права.
4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.
Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными.
Вместе
с тем без связи с
5. Гуманизм правотворчества. Цель правотворчества - права и свободы человека и гражданина. Право должно быть направлено на защиту интересов личности и всего общества в целом.
Таким
образом, правотворчество
представляет собой
особую форму государственной
деятельности по созданию,
изменению и отмене
правовых норм, основанную
на познании объективных
социальных потребностей
и интересов общества.
Можно выделить следующие виды правотворчества:
1) принятие
нормативных правовых актов
2) непосредственное
правотворчество народа путем
всенародного волеизъявления
3) санкционирование
государственными органами
4) создание
судебного прецедента.
Принятие
нормативных актов является наиболее
распространенным видом правотворчества.
Круг государственных органов, имеющих
право на такой вид деятельности, исчерпывающим
образом закреплен в законодательстве.
В частности, это глава государства, представительные(
Референдум
- это всенародное голосование по вопросам,
имеющим наиболее важное государственное
значение. Принятые на референдуме решения
обладают высшей юридической силой и не
нуждаются в последующем утверждении
каким бы то ни было государственным органом.
Так, на референдуме в 1993 году была принята
ныне действующая Конституция Российской
Федерации.
Одним из способов правотворчества является санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта).
В
ряде стран, принадлежащих к англо-
“Диспозиция – составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон – участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.”1
В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие диспозиции предоставляют право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют варианты их возможного, дозволенного поведения. В таких диспозициях обычно применяются слова «вправе», «имеет право», «может» и т.п. Например, данный вид диспозиции содержится в ч.1 ст. 26 Конституции РФ: ”Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность…”2.
Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. В этих диспозициях, как правило, используются слова: «обязан», «должен», «подлежит» и т.п. Например, данный вид диспозиции содержится в ч.1 ст. 80 Семейного кодекса: “Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей”3
Запрещающими диспозициями устанавливают запрет на совершение определенных противоправных действий (или бездействия), требуют воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. В таких диспозициях используются слова: «не допускается», «запрещается», «не вправе», «не может» и т.п.
1 Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник.- 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ПРОСПЕКТ, 2007. – с.575.
2 Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.:ЮРАЙТ, 2007. – С.26.
3 Кодексы. Законы. Нормы (выпуск 15 (48) ) Семейный кодекс РФ (по состоянию на 15 января 2008 года). –Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2008. - С.40.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории Государства и Права"