Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:15, контрольная работа

Описание работы

Дать определение понятию права. Характеристика формы реализации права. Стадии применения права. Акты применения права.

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

 

I. Дайте определение понятию права. Охарактеризуйте формы реализации права.

1. Реализация  права

    Нормы права реализуются в действиях, поведении, деятельности разнообразных  субъектов права и ни в чем  другом они реализоваться не могут. Различают четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права. Формы реализации связаны со способами регулирования.

    Соблюдение связано с запретами,  состоит в воздержании от действий, запрещенных правом.

    Исполнение вытекает из позитивной юридической обязанности, заключается в совершении соответствующих обязанностям активных  действий.

    Использование тесно связано с субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление своего права.

    При исполнении и соблюдении норм права, связанных с запретом и активной обязанностью у адресатов норм права  отсутствует свобода выбора - он должен поступать только в соответствии с запретом или обязанностью.

    Однако, в ряде случаев нормы права  не  могут быть реализованы без властного вмешательства государственных органов. И тогда мы имеем дело с такой формой реализации как применение права.

    Правоприменение - особая  форма реализации права,  имеет место в тех случаях, когда первые три формы не срабатывают, оказываются недостаточными для  реализации  норм права. Применение - это властное вмешательство в общественные отношения государственных органов.  Оно состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении властного, обязательного для  субъектов индивидуального решения. 
 

    2. Понятие и признаки применения  права

    Применение  права  -  это властная  деятельность  уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесении по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов.

    Правоприменение отличается от других форм реализации (соблюдения, исполнения, использования) следующими признаками:

    Во-первых, оно осуществляется уполномоченными  на то органами государства и в пределах их компетенции.

    Во-вторых, правоприменение имеется там, где  рассматривается конкретное юридическое  дело и по нему выносится решение  индивидуального, конкретного характера.

    В-третьих, указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано и для тех органов, которые должны его исполнять.

    В-четвертых, правоприменительная деятельность носит властный характер, который  проявляется не только в обязанности  указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к  лицам, так или иначе причастным к рассмотрению.

    В-пятых, правоприменительная деятельность регламентирована процессуальными  нормами,  определяющими последовательность  и  порядок совершения тех или  иных действий в ходе правоприменения.

    Применение норм права необходимо в случаях, когда те или иные нормы права не могут быть реализованы  без властного вмешательства компетентного органа, когда те или иные юридические последствия, в которых заинтересованы субъекты, не могут наступить только по их воле, а требуется властное решение.

    Применение  права необходимо в следующих  случаях. Во-первых,  тогда, когда  права и обязанности  позитивного, положительного  характера  не могут  возникнуть без властного решения  уполномоченных  органов.

    Во-вторых, правоприменение необходимо в случаях конфликтов сторон: спора о правах, нарушения кем-либо права субъекта, возникновения препятствия при осуществлении своего права. В этом  случае заинтересованный субъект обращается в суд или иной компетентный орган, который рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, права восстанавливаются, препятствия к их осуществлению устраняются.

    В-третьих, применение необходимо в случаях  совершения  правонарушения. При  рассмотрении дела, связанного с правонарушением, устанавливается степень вины потерпевшего, ущерб им причиненный и выносится.

    В-четвертых, применение необходимо, когда иным способом нельзя установить, подтвердить  наличие факта, имеющего юридическое  значение. В этом случае суд,  рассмотрев  дело, выносит решение, которым  признается  наличие или отсутствие факта,  имеющего юридическое значение. Подобные дела называются делами особого производства. Так они называются потому, что в этих случаях, в отличие от трех первых, права и обязанности лиц не определяются, а устанавливаются только факты, которые могут быть положены в основу решения других органов. 

    3. Стадии  применения  права.

    Правоприменение – протекающий во времени и осуществляемый разными органами, по определенной процедуре. Этот процесс регламентируется обычно процессуальными нормами (нормами уголовно-процессуального кодекса, гражданско-процессуального кодекса и другими), которые предусматривают  определенную последовательность действий лиц, участвующих в процессе применения норм права, определяют стадии процесса.

    Установление  фактических обстоятельств (фактов). На этой стадии идет установление фактов,  имеющих значение для решения данного дела (юридических фактов) или, как зачастую говорится, фактических обстоятельств дела. Однако установление фактов нельзя уподобить установлению столба из горизонтального  положения в вертикальное. Установление фактов есть не что иное, как сбор информации об этих фактах, доказывание их наличия или отсутствия.

    В уголовных процессах выделяется целая стадия предварительного расследования, целью которой как раз и является установление, сбор, фиксация, анализ доказательств: следователь истребует необходимые  документы, производит допросы, выемки, обыски и т.д., в конечном счете, весь результат расследования обобщает, фиксирует в обвинительном заключении.

    Все это оформляется в виде различного рода юридических документах, которые  подшиваются в определенной последовательности и  составляют  материалы дела.

    Следует иметь в виду, что процесс доказывания, в том числе расследования, строго регламентирован законом, который определяет допустимость источников доказывания, порядок их получения, оформления. Доказательства, полученные путем, противоречащим закону, не имеют значения. Например, опознание личности, каких-либо предметов и протокол об этом не признаются доказательством, если нарушен порядок опознания, договор, оформленный с нарушением закона (например, нотариально неудостоверенный в некоторых случаях) не принимается как доказательство.

    Установление  нормы и ее анализ. На этой стадии устанавливается, выбирается нормативная основа решения. Во-первых, отыскиваются нормы, относящиеся к данным фактам. Необходимо установить аутентичность нормы, для чего обращаемся к официальным источникам права, а не к проектам актов, не к иным источникам, например, литературным. Необходимо установить, что норма действует: не отменена, не изменена, не дополнена. В противном случае необходимо учесть эти изменения и дополнения.

    Во-вторых, норма подвергается толкованию, то есть устанавливается ее действительный смысл путем  использования  всех способов толкования, необходимых для данного случая. Устанавливается, нет ли официального толкования этих норм и учитывается это толкование.

    В-третьих, решается вопрос о коллизии норм, об их действии во времени, в пространстве, по кругу лиц. Для чего обращаемся к коллизионным нормам. В частности  следует иметь в виду положение  статьи 15 Конституции Российской Федерации  о том, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

    Вынесение решения. Эта стадия является завершающей. Вынесенное решение должно вытекать из его фактической и нормативной основы, соответствовать им. На этой стадии оно обретает письменную, документальную форму в виде правоприменительного акта (решение, определение, приговор суда, постановление административной комиссии, приказ администрации и т.д.). В решении должны быть определены права и обязанности лиц, которым оно адресовано.

    Процесс принятия решения может быть простым, когда норма предусматривает  один возможный вариант или весьма сложным, когда норма предусматривает  разные варианты решения. Например, если взять норму уголовного кодекса, предусматривающую наказание от двух до пяти лет, то только  в рамках этой нормы заложено сорок восемь вариантов решения. Здесь задача суда состоит в том, чтобы выбрать одно из этих возможных вариантов. Вот здесь-то как раз и вступает в действие мораль, правосознание, представления  о целесообразности.  Суд  выбирает  с  учетом  фактических обстоятельств наиболее целесообразное  и справедливое решение, учитывая и цели наказания. 
 
 

    4. Акты применения права

    Акт применения права - это документ, в котором содержится властное решение по конкретному делу.

    Этот  акт  имеет индивидуальный, персонифицированный  характер.   Он относится к конкретным субъектам (персонам), которые названы  в акте по имени.

    Правоприменительный акт конкретизирует норму права  применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям. Права и обязанности адресатов в правоприменительном акте определяются точно и определенно. Он является обязательным не только для его адресатов, но и для других субъектов, которые призваны исполнять его или так или иначе учитывать его юридическое.

    Акт применения - официальный  документ. Чтобы обладать юридической силой  он должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона,  в частности, должен иметь соответствующие  реквизиты, придающие ему официальность: название вида акта, название органа, издавшего акт, место и время его принятия, подписи соответствующих должностных лиц.

    По  своей структуре акты применения могут быть весьма простыми (например, указ Президента Российской Федерации  о назначении на какую-либо должность) или достаточно сложным (акты судов), состоящих из структурных частей: вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной.

    Необходимо  знать, что многие юридические акты могут быть как  правоприменительными, так и нормативными. Поэтому по названию акта нельзя  определить, является ли акт  нормативным или правоприменительным, необходимо обратиться к их содержанию. Нормативный  акт носит общий характер, содержит в себе нормы права, правоприменительный же акт носит индивидуальный характер.

    Виды  и функции правоприменительных  актов. В зависимости от субъектов,  применяющих право,  они подразделяются на акты представительных органов, органов  управления, судебные акты, акты контрольно-надзорных  органов.

    По  содержанию эти акты  можно  подразделить  на: акты-регламентаторы, определяющие, конкретизирующие права и обязанности; правовосстановительные акты; акты-санкции, определяющие меры ответственность за правонарушение.

    В правовом регулировании акты  применения  права  осуществляют  разные функции. Во-первых, акты  применения выступают как юридические факты. Они являются элементом  юридического  (фактического)  состава,  причем элементом (фактом), завершающим указанный состав.  С вынесением этого акта возникает, изменяется или прекращается правоотношение. В примере с пенсией к фактам, установленным документально (стаж работы, возраст, размер зарплаты, наличие иждивенцев), добавляется акт применения. С его вынесением юридический состав, как совокупность фактов, окончательно сформировался, в результате возникает правоотношение с точно определенными правами и обязанностями сторон.

    Во-вторых, акт применения - это средство конкретизации  норм права. Права и обязанности  в точном, конкретном объеме «привязываются»  к персонально определенным субъектам.

    В-третьих, в актах применения реально проявляются властность, принудительность права. В нормах права принуждение выступает в качестве потенциального, возможного, в актах применения оно обретает характер реального, конкретного принуждения, обращенное к конкретным субъектам.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"