Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:17, контрольная работа
Конституции РФ определяет Россию как правовое государство. Правовое государство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права1. Россия, как правовое государство, очень молодое, еще в полной мере не сформировавшееся. Но политическая практика в России конца 1990-х и до сегодняшнего дня свидетельствует о появлении формальных предпосылок для движения к правовому государству, показывает реальность конституционного положения, а не его фикцию.
Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как правовое государство. На примере политической и юридической практики нашего государства покажите реальность конституционного положения. Каковы принципы правового государства?......... 3 стр.
Раскройте понятие, признаки, виды, состав правонарушения. Дайте анализ причин совершения правонарушений в Российской Федерации…………………………………………………………
Правовой нигилизм в Российской Федерации: понятие, разновидности и последствия существования.
Приведите примеры видов норм права, используя 5-7 критериев классификации ( с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов).
СОДЕРЖАНИЕ
Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как правовое государство. Правовое государство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права1. Россия, как правовое государство, очень молодое, еще в полной мере не сформировавшееся. Но политическая практика в России конца 1990-х и до сегодняшнего дня свидетельствует о появлении формальных предпосылок для движения к правовому государству, показывает реальность конституционного положения, а не его фикцию. К этим предпосылкам относятся элементы демократического политического пространства, идеология части правящей элиты, ее субъективные усилия по демократизации политической жизни, гласность, свобода слова, совести, печати, собраний и т.д. Можно говорить о возникновении содержательных предпосылок правового государства в виде института частной собственности и элементов рыночных отношений2. Можно привести достаточное количество примеров политической практики, показывающих, что Россия – правовое государство. Например: Наличие в России Конституции и принятие Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 г., Президентские выборы 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 гг. и Парламентские выборы, появление в декабре 1993 г. независимого парламента – Федерального Собрания, становление многопартийности, приватизация собственности, реформирование судебной системы.
Юридическая практика так же показывает реальность конституционного положения. Появление всё новых и новых законов основанных на конституции и принципах правового государства, регулирующих различные общественные отношения, кодификация и унификация законодательства России. Развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы – это одна из важнейших задач, связанных с формированием правового государства. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства. Это необходимо делать подобно тому, как идеализировали советское государство. Мерилом важнейших общественных отношений должно стать право. Это будет достигнуто тогда, когда каждый из нас обретет высокий уровень правовой культуры, когда прекратится "чиновничий беспредел", когда, наконец, право будет доминантой политики, и методы политики будут применяться лишь в случае обеспечения развития правового государства. В этой связи важнейшей первоочередной задачей государства российского является разработка приоритетов правовой политики. Что касается правовой политики, то она, думается, проводится в жизни, в трех формах: правотворчество, правоприменение и правовое воспитание. Такое мнение высказывали и некоторые специалисты в области права. Например, В.Н. Кудрявцев писал: "Юридическая политика реализуется в трех основных направлениях деятельности государства: правотворчестве; применении права; развитии правосознания и правовой культуры на селения. Она лежит в основе создания новых норм, деятельности правоприменительных органов, а также учреждений, ведущих работу по правовому воспитанию населения".
Признаки правового государства.
В юридической
литературе в качестве основных
признаков правового
- верховенство
права, юридическая
- принцип
разделения властей, т.е.
-
приоритет прав и свобод
-
взаимная ответственность
Рассмотрим вышеперечисленные черты правового государства подробнее.
1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.
2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
Некоторые российские специалисты полагают, что если существует законодательное закрепление принципа независимости тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:
• власти
общественного мнения, представляемой
независимой прессой и
• постоянной законодательной власти;
• исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;
• судебной власти;
• материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);
• власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;
• власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах).
. 3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов.
К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.
Некоторые авторы к признакам права также добавляют верховенство закона в системе права, прямое действие конституции, возвышение суда.
Разумеется, возможность реализации этих принципов — признаков правового государства зависит от наличия ряда объективных условий.
Экономическая основа правового государства - это производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.
Нравственной основой правового государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.
Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти.
Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.
Признаки правонарушения:
Виды правонарушений:
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"