Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

В ст. 1 Конституции РФ закреплена форма правления Российского государства. Используя примеры из законодательства и политической практики, дайте характеристику формы правления, формы государственного устройства и политического режима Российской федерации.

Содержание

Вопрос № 1……………………………………….. 3-6 стр.
Вопрос № 2………………………………………...7-12 стр.
Вопрос № 3………………………………………...13-15 стр.
Вопрос № 4………………………………………...16-17стр.
Список литературы………………………………..18 стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольна по ТГП.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    4. Правоотношения, как и право, на  базе которого они возникают,  охраняются государством. Другие  отношения такой защиты не  имеют. Конечно, далеко не во  всех правовых отношениях государство  заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, но последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

    5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение "кого-то" с "кем-то". Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

    Виды  правовых отношений. Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно классифицировать по отраслевому признаку на государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д. Различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые - возникают из правомерных действий субъектов; вторые - из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.

    По  степени конкретизации и субъектному составу правоотношения подразделяются на абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий для его реализации. В этом смысле, например, право собственности является абсолютным. В относительных - строго определены обе стороны (например, "должник-кредитор", "продавец-покупатель"). Их можно назвать поименно.

    Общерегулятивные, или просто общие, правоотношения в  отличие от конкретных выражают юридические  связи более высокого уровня между  государством и гражданами, а также  последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, правопорядок). Они возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений.

    По  характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных - обязанность заключается  в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

    Различают простые правоотношения (между двумя  субъектами) и сложные (между несколькими  или даже неограниченным числом); кратковременные  и долговременные.

    Содержание  правоотношений. В любом правовом отношении выделяются фактическое, юридическое и волевое содержания. О фактическом (экономическом, политическом и т.д.) уже говорилось выше. Оно  не меняется в результате опосредования  правом реального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов. Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы.

    Структура правоотношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) субъективное право; 4) юридическая  обязанность.

             

                   СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ   

             

                               

                               

        

      Субъект                Объект           Субъективное право

                                                Юридическая    

                                                обязанность    

                                             
 

    Правоотношения  составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует  право, его нормы, там постоянно  возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения - одна из центральных проблем правовой науки, теории права.

    Резюмируя все сказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

     Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Следует иметь в виду, что для возникновения и осуществления правоотношений совсем не обязательно одновременное наличие всех перечисленных оснований. Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная. Например, по договору займа (ст. 807 ГК РФ) управомоченной стороной является заимодавец, обязанной - заемщик. Правда, здесь необходимо сделать оговорку: чаще всего правоотношения имеют более сложную структуру, когда каждая из сторон является и управомоченной, и обязанной. Например, по договору купли-продажи (ст. 454 ГК РФ) продавец обязан передать покупателю купленную вещь и вправе требовать уплаты денег за нее, а покупатель обязан выплатить требуемую сумму и вправе получить купленную вещь. 
 
 
 
 

     Вопрос  № 3

     Найдите в официальных источниках различные виды нормативных правовых актов РФ. Выписать их названия, указать время принятия, вступления в законную силу и официальный источник.

    Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

    Нормативные акты издаются органами, обладающими  нормотворческой компетенцией, в  строго установленной форме. Нормативный  акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

    Нормативный акт занимает особое место в системе  правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

    По  юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

    Виды  законов:

    1) Конституция (закон законов) - основополагающий  учредительный политико-правовой  акт, закрепляющий конституционный  строй, права и свободы человека  и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти:

  • "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

    2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.):

  • Федеральный Конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. От 30.12.2006, с изм. от 21.03.2007) "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004)
  • Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)

    3) федеральные законы - это акты  текущего законодательства, посвященные  различным сторонам социально-экономической,  политической и духовной жизни  общества (например, Гражданский кодекс  РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.):

    • "Налоговый Кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998), (ред. от 17.05.2007), "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998, "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
    • Федеральный Закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об автономных учреждениях" (принят ГД ФС РФ 11.10.2006), "Российская газета", N 250, 08.11.2006, "Парламентская газета", N 185-186, 09.11.2006.

    4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными  органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.):

    Виды  подзаконных актов:

    1) указы Президента РФ - высшие по  юридической силе подзаконные нормативные акты:

    • Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 (ред. от 01.08.2007)

    "О  денежном содержании федеральных  государственных гражданских служащих"

    2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами:

    • Постановление Правительства РФ от 17.01.2007 N 20

    "Об  утверждении положения о сопровождении  транспортных СРЕДСТВ автомобилями  государственной инспекции безопасности  ДОРОЖНОГО движения министерства внутренних дел российской федерации и военной автомобильной инспекции" 

    3) приказы, инструкции, положения министерств,  ведомств, государственных комитетов  регулируют, как правило, общественные  отношения, находящиеся в пределах  компетенции данной исполнительной структуры:

    • Приказ Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200 (ред. От 16.07.2007) "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих вооруженных сил российской федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2006 N 8304)
 

    4) решения и постановления местных органов государственной власти:

    • Закон Свердловской области ОТ 28.12.2001 N 84-ОЗ О доходах и расходах целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области на 2002 год Принят Свердловской Областной Думой 21 декабря 2001 года

    5) решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного  управления;

    6) нормативные акты муниципальных  органов;

    7) локальные нормативные акты - это  нормативные предписания, принятые  на уровне конкретного предприятия,  учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). 

Вопрос  № 4

Найдите в нормативных  актах и выпишите: а) дефинитивную норму; б) норму с альтернативной гипотезой; в) диспозитивную норму; г) ному ограниченного действия. Выбор обоснуйте. 

    Статья 5 первой части Гражданского кодекса  РФ от 30 ноября 1994 г. в редакции от 23 декабря 2003 г. содержит дефинитивную норму, определяющую понятие обычая делового оборота, под которым понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. 

    Гипотеза  называется альтернативной, когда действие нормы ставится в зависимость  от одного из нескольких условий. Так, ст. 18 УК предписывает: "Рецидив преступлений признается особо опасным: а) при совершении лицом умышленного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы, если ранее это лицо три и более раза было осуждено к лишению свободы за умышленное тяжкое преступление или умышленное преступление средней тяжести".  

    Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам  (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать  в определенном случае резервное правило, если это не предусмотрено в договоре.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"